Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Живопись барокко в Венеции
V - Под именем Великих

2 - Художники из плеяды Веронезе

Во всяком случае, такие произведения, как фресковый цикл Дзелотти, украшающий замок Обицци "Котайо" близ Батталии54, как его же картина в Венском музее "Помазание Давида", как картина "Ессе Homo" Паоло Фаринато в Веронском музее, как зал кариатид на вилле Лонедо близ Тиене55, не могут быть пропущены даже в конспекте истории живописи.

Особенно красива и характерна картина Дзелотти в Венском музее. Его композиция менее связана и ритмична, нежели композиция картин Паоло Калиари, но красота ее красок выделяет ее даже на той стене музея, где она висит окруженная превосходными работами Паоло. Большая смелость, большая уверенность в себе требовались, чтобы протянуть эту черную драпировку в фоне, рядом с которой так восхитительны оба куска "весеннего" серо-голубого с белыми облаками неба и серебристость дальних зданий; редчайшей красоты также подбор доминирующих красок в облачениях действующих лиц: ярко-желтой, розово-красной, черной, синей, грязно-оранжевой, бледно - "соломенной". Раз Дзелотти мог создать эту картину, то вполне допустимо приписывать ему же такие шедевры, как "Эсфирь" в Уффици, как превосходные плафоны в комнате "de tre Capi" Palazzo Ducale, как "Проповедь Иоанна Крестителя" в галерее Боргезе.

Маттео Роселли. Триумф Давида. Лувр. Париж.
В"плеяде Паоло Веронезе" достойны, кроме того, упоминания следующие художники: его племянник Бенфатто дель Фризио; уроженец Кастельфранко Джованни Баттиста Понкино (Ponchino), известный под прозвищами Bozzato, Bazzaco и Brazzaco, автор одного из плафонов ("Нептун") в зале "Совета Десяти" Дворца дожей и нескольких картин в родном городе; венецианец Камилло Баллини, ученик Пальмы-Младшего, автор красивого в тоне "романтического по духу" плафона "Победа при Трапани" в зале "del Scrutino" того же дворца; веронец Франческо Монтемеццано ученик Калиари, автор красивой картины в веронском S. Giorgio "Явление Христа Магдалине" и "Крещения" в Веронском музее; вичентинец Алессандро Маганца (1550-1630), автор росписи капеллы "del Rosario" в церкви Santa Corona; учитель последнего и сверстник Паоло Калиари - Джованни Антонио Фазоло (1528-1572), автор трех римских сюжетов во дворце префектуры (в "складе" Венецианской Академии его красивая "Силоамская купель"); друг Паоло Веронезе, подражавший ему и Бассано, Антонио Фолер (1528-1618); Полидоро Ланцани (1515-1565), ученик Тициана, которому теперь слишком охотно приписывают все, чего нельзя приписать ни одному из великих корифеев венецианской живописи; вичентинец Франческо Авиани (род. около 1560 г.), автор прекрасных архитектурных пейзажей в музее Виченцы; венецианец Пиетро Маломбра (1556-1618), занимающий место в истории венецианской ведуты, но писавший и большие религиозные картины (церковь S. Francesco de Paula и музей в Падуе) болонский живописец и гравер Одоардо Фиалетти (1573-1638); уроженец Удине Джованни Баттиста Грасси (первая картина относится к 1547 г. умер в 1578 г.) и, наконец, один из самых плодовитых и изобретательных мастеров раннего венецианского барокко, Андреа деи Микиели "Вичентино" (1536-1614), автор ряда картин в Palazzo Ducale, красивой декоровки верхнего яруса церкви S. Catarina и пышного "Брака в Кане" церкви S. Trovaso, являющегося вольным подражанием знаменитой луврской картине Паоло (уменьшенное повторение или копия в Брюссельском музее).

Примечания

54 Парадные апартаменты этого грандиозного замка-виллы сплошь расписаны фресками Дзелотти; изображают они почетные посольства, которые были поручены членам знатного дома Обицци (прежним собственником Коттайо), сражения, в которых Обицци принимали участие, и разные аллегории и украшения. Исторические сюжеты несколько неприятны, вследствие присущего им поверхностно-иллюстрационного характера, зато вне критики разные символические фигуры, которые выделяются своими яркими и пестрыми колерами на серо-желтых фонах превосходно написанных архитектур.

55 Лонедо - очень простая снаружи вилла постройки Палладио (нынешние владельцы графы Пиовене), внутри сверху донизу расписана фресками, считающимися произведениями Порты Сальвиати, Паоло Калиари и Баттисты Дзелотти. К сожалению, выяснить вполне, что кому из этих трех мастеров принадлежит, довольно трудно, ибо, несомненно, эта живопись относится к раннему периоду деятельности художников, и ей еще присущи некоторые черты школьной скованности и того, что мы теперь называем академическим холодом. Сравнивая фрески одну с другой и с достоверными произведениями мастеров, приходишь к заключению, что первая от входа зала, украшенная громадными написанными кариатидами, расписана Дзелотти (возможно, впрочем, что, как гласит предание, в сюжетах между кариатидами мы имеем произведения Паоло), что фрески, имитирующие в угловой комнате руины, работы того же мастера и, наконец, что прелестный пейзаж в небольшом кабинете на садовой стороне написан целиком Паоло. Спорной представляется и "раздача" фресок между Паоло и Дзелотти в нижнем зале дворца Коллеоне в Тиене. Во всяком случае, это их ранняя и довольно еще неумелая, работа. В родовой вилле патрициев Эмо "Фандзоло" Дзелотти приписывают наиболее слабые фрески из тех, которые украшают парадные апартаменты, однако следует заметить, что строитель виллы, Палладио, упоминает его лишь как декоратора -живописца, и это одно говорит за то, что более значительная, часть росписи Фандзоло принадлежит Дзелотти. Поражает в этой красивой декоровке смеси христианских и языческих сюжетов и превосходное пользование архитектурой. Формы еще не свободны, краски несколько пестры и холодны. Скорее всего Паоло Веронезе принадлежат здесь великолепные фигуры, имитирующие статуи в главной зале.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.