Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Нидерландская живопись в эпоху ренессанса
VII - Пейзажисты

2 - Мастера пейзажей

Особенным успехом в свое время пользовались лунные эффекты Гиллиса и картины, в которых он изображал ночные пожары; в них художник прибегал к сюжетам вроде гибели Содома или сошествия Христа в ад. Если бы удалось доказать, что два из самых чарующих пейзажей XVI в.: "Бегство Лота" в Брюсселе и "Св. Христофор" в Берлине - действительно руки этого прославленного в свое время мастера83, то пришлось бы Гиллису отвести более почетное место в истории, - настолько эти картины поэтично и своеобразно задуманы, столько в них мягкой маэстрии, так нежно и сильно выдержана в них светотень, так прекрасно нарисованы (во вкусе "романистов") фигурки. Но именно нам не хватает убеждения, что автор простодушных календарных композиций, гравированных Юлиусом Гольциусом, или грубоватых картин в музеях Вены, Стокгольма и Антверпена был тем же самым изощренным художником, который написал упомянутые перлы84.

Гилис ван Коникслоо. Лесной пейзаж. Гравюра.
Сближает Иориса Гуфнагеля с только что названными художниками то, что, несмотря на весь свой "космополитизм", и он не чужд той ноты "уюта", которую мы у них находим85. Все, что ван Мандер нам рассказывает, обрисовывает личность мастера в чрезвычайно симпатичном свете; это была истинно-художественная натура, не отдававшая себе отчета в своей значительности и беззаветно преданная искусству. Превратившись силой обстоятельств и неожиданно для себя из богатого дилетанта в профессионала, вынужденного зарабатывать свой хлеб искусством, Гуфнагель все же и после того не решался считать себя художником. Под старость лет этот до страсти любопытный путешественник просидел целых восемь лет в затворничестве, украшая, подобно средневековому бенедиктинцу, страницы молитвенника своего покровителя феноменально тонкими миниатюрами. Или же он был занят срисовыванием всяких "чудес Божьих", редких цветов, заморских зверей, птиц и букашек. Творение Гуфнагеля еще не исследовано и в буквальном смысле слова "лежит под спудом" в библиотеках, но в свое время мастер мог иметь большое влияние на соотечественников отчасти благодаря своим гравюрам, появившимся в превосходно раскрашенном издании "Civitates orbis terrarum"86, отчасти благодаря тому, что путешествующие по Германии нидерландцы могли изучать его произведения в "Кабинетах редкостей" герцога баварского, императора и других высочайших меценатов. Едва ли будет натяжкой предположить, что Рулант Саверей, истинный основатель голландской "зверописи", в бытность свою в Вене и в Праге именно на произведениях Гуфнагеля "выучился смотреть" на животный мир.

Значение реформатора нидерландского пейзажа в духе нового времени приписывают антверпенскому художнику Гиллису Конинкслоо87. Это не значит, что нидерландский мастер мог действительно спорить с такими "гениями пейзажа", как Тициан, Скиавоне или Бассано. Конинкслоо бесконечно наивнее их, в нем еще масса ребяческого и условного, мелкого и ремесленного, но известные черты его творчества объясняют все же, почему ван Мандер именно его считает лучшим из современных пейзажистов (Landtschafmaker), имевшим очень большое влияние на развитие специально лесного пейзажа в Голландии.

Примечания

83 Брат-близнец Гиллиса, Франс, умерший совершенно молодым около 1560 г., успел также занять выдающееся положение в кругу художников, и в. Мандер отзывается о нем с большой похвалой. С некоторой долей вероятности, можно приписать мастеру лишь пейзаж с фигурой Агари в Венском музее.

84 На подобных примерах, как эти две картины, видишь, как шатки и неполны наши знания о старых мастерах. Несомненно, что их писал кто-то необычайно даровитый (возможно, впрочем, что обе написаны и не одной и той же рукой); с другой стороны, мы насчитываем ряд имен, с похвалой упоминаемых историками XVI и XVII вв., но которые для нас пустой звук, а между тем у нас нет достаточных оснований, чтобы эти картины "пристроить" или чтобы эти имена "оживить". К такого рода загадочным шедеврам при надлежит еще чудесная картина Семеновского собрания, изображающая "Потоп" (воспроизведена в "Худ. Сокровищах России", т. I) и считающаяся то произведением Саверей, то произведением Винкбоонса, но могущая с таким же основанием быть отнесена и к "со мнительным" произведениям Питера Брейгеля-Младшего или Гиллиса Мостарта.

85 Joris Hoefnaghel родился в Антверпене в 1545 г. (или 1543 г.). Сын богатого коммерсанта-ювелира, Гуфнагель сначала занимался искусством в качестве любителя, но после того, как его постигло разорение, он сделал живопись своей профессией. Плодом его первого путешествия явился сборник рисунков, которые вошли затем в качестве "главного фонда" в монументальное издание Бруина "Civitates orbis terrarum", начатое в 1572 г. (оконченное лишь после 1618 г.). По возвращении на родину Гуфнагель брал уроки у Ганса Боля. "Испанская фурия" 4 ноября 1576 г. разорила Гуфнагеля, и вот после этого несчастья, на пути в Венецию, где мастер надеялся получить место маклера, он в общество географа Ортелиуса попадает в 1578 г. к герцогу Вильгельму V Баварскому, который и зачисляет его в свои придворные художники. Посетив еще некоторые города Италии, Гуфнагель вступает в свою должность, а по смерти своего мецената, переходит к эрцгерцогу Фердинанду Тирольскому и посвящает восемь лет жизни (1581-1591) украшению листов молитвенной книги ("Missale romanum"), ныне хранящейся в венской Библиотеке и являющейся таким же чудом миниатюрной живописи, как Breviarium Grimani. Для Рудольфа II им также исполнены 4 книги, "первая из которых посвящена четвероногим, вторая пресмыкающимся, третья птицам, а четвертая рыбам". Последнее время Гуфнагель жил и работал в Вене. Умер мастер, как кажется, в 1600 г., пользуясь славой не только превосходного художника, но и хорошего поэта. Сын его Жак (ученик в 1588 г. Лизартса в Антверпене) был также выдающимся миниатюристом.

86 Полное название этой замечательной книги: "Civitates orbis terrarum in aes incisae et excusae et descriptione topographica morali et politica illustratae. Collaborantibus Francisco Hohenbergio chalcographo et Georgii Hoefnagel", Coloniae, ab anno 1572 ad. 1618.

87 Gillis van Coninxloo родился в Антверпене 24 января 1544 г. в семье, происходившей из Брюсселя; ученик своего дяди Питера ван Эльста, Ленарта Круса и Гиллиса Мостарта. Совершив путешествие в Париж и Орлеан, он возвращается в 1570 г. на родину и женится на вдове Пауля ван Эльста; принят в гильдию в 1570 г.; разоренный войной, Конинкслоо переселяется в Германию и десять лет (до 1595 г.) живет в Франкентале, одном из главных центров нидерландской эмиграции; после этого поселяется в Амстердаме, где и умирает 4 января 1607 г.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.