Именной указатель
Партнёрские ссылки:

Шарден Жан Батист Симеон

Краткая справка из БСЭ:

Шарден (Chardin) Жан Батист Симеон (2.11.1699, Париж, — 6.12.1779, там же), французский живописец. Сын столяра. Учился у академического живописца П. Ж. Каза и в школе АХ, сотрудничал с Н. Н. Куапелем и Ж. Б. Ванлоо. За представленные натюрморты был избран академиком (1728). Ранним работам Ш. свойственны декоративная эффектность, внешняя занимательность. Глубокое и пристальное изучение натуры приводит к изменению его творческого метода, к классической ясности и простоте стиля. Жанровые картины Ш. проникнуты глубоким лиризмом, любовью к миру простых людей, правдиво воссоздают облик и внутренний мир горожан ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж; "Прачка", "Молитва перед обедом", 1744, обе — Эрмитаж, Ленинград). Образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты Ш. (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, 1775, пастель, все — Лувр, Париж) отмечены жизненностью, простотой и задушевностью. Композиции натюрмортов Ш. приобретают строгую внутреннюю закономерность и ритмичность, подбор предметов ограничивается скромными вещами, повседневно окружающими человека. Обыденные вещи он наделяет теплом и трепетностью человеческого чувства ("Медный бак", "Натюрморт с бриошью" — оба Лувр, Париж; "Атрибуты искусств", 1760-е гг., Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Живопись Ш. отличается единством серебристо-серого тона, богатством рефлексов и тончайших, едва уловимых оттенков, сглаживающих переходы света и тени, виртуозным обыгрыванием валёров. Творчество Ш. знаменует собой расцвет реализма 18 в.

Цитаты:

При всей своей кажущейся простоте, Шарден вели кий искусник, великий чародей живописи, познавший такие красо ты в окружающем нас мире, о которых до сих пор никто не подозре вал и тайна подхода к которым после него оказалась столь же скрытой, как и до его появления. Для того чтобы простая глиняная кружка или гроздь винограда могли бы казаться не только красивым куском жи вописи, но настоящей, полной прельщения поэмой, требуется совер шенно особое откровение, особый дар видеть во всем красоту.

Читать о Шардене в тексте книги

Шардена называют живописцем буржуазии. Это также требует ого ворки. Мы впали бы в голый формализм, если бы оставили за ним значение «живописца третьего сословия» на том основании, что его картины изображают быт мелкой обывательской среды, к которой принадлежал и сам художник. Напротив, всякий, кто ближе знако мится с творчеством Шардена, должен поразиться заключенным в нем «аристократизмом».

Читать о Шардене в тексте книги

В самом обычном подборе предметов, в самой обыденной позе сво их домашних для Шардена открывались те законы прекрасного, ко торые лежат в основе произведений, почитаемых всем миром за ве ликие. Каждая черта в живописи Шардена выдает «классика». Мону ментально просто ставит он свои фигуры; с изумительным чувством ритма протягивает он нити композиции; полной звучностью облада ет любой его тон, и все у него сведено к одной гармонии, сложность которой не навязывается.

Читать о Шардене в тексте книги

Картины:

 

Ж. С. Шардэн. Прачка. Императорский Эрмитаж

Ж. С. Шардэн. Натюрморт. Париж. Лувр

Ж. С. Шардэн. "La Pourvoyeuse". Гравюра Леписье

Ж. С. Шардэн. Карточный домик. Императорский Эрмитаж

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.