Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XVIII - Художники первых двух третей XVIII века

6 - Сент-Обен, Фрагонар, Робер, Грёз

Если бы мы захотели остановиться на всех художниках француз­ского XVIII в., то пришлось бы заполнить целые томы обсуждением их творчества и рассказами об их личностях — тем более что сохра­нившиеся до наших дней памятники, несмотря на ряд очень ощути­тельных потерь239, все еще бесчисленны, а научная литература, заняв­шаяся «вызовом к жизни» этого прошлого, насчитывает сотни иссле­дований. Но нельзя пропустить без внимания главные из фигур, являющиеся не только прекрасными художественными талантами, но и весьма наблюдательными свидетелями той эпохи истории европей­ской культуры, которую, несмотря на все ее слабые и мрачные сторо­ны, приходится все же считать за один из самых ярких фазисов дос­тижения гармонии и (по крайней мере, с точки зрения высших клас­сов) за одну из «эпох расцвета». Целых четыре первоклассных масте­ра открывают этот ряд и знакомят нас с тем, как выглядела и чем увлекалась тогда французская жизнь, задававшая, как известно, тон жизни всей Европе. Эти четыре мастера: Габриэль де Сент-Обен, Фра­гонар, Юбер Робер и Грёз. За ними следуют полчища более ограни­ченных, но все же чарующих художников.

Примечания

239 К самым печальным вандализмам принадлежит гибель почти всех декоратив­ных ансамблей Пьера (среди них плафонов в Сен-Клу и Пале-Рояле, уничтожен­ных еще в 1780-х гг.), гибель плафона Gabriel Briard (1725—1779) в Версальской Salle de Banquets, плафона Louis Jacques Durameau (1733—1796) в Версальском придвор­ном театре, плафонов Дойена в русских дворцах и т. д. Как нарочно, мы не облада­ем и гравюрами с большинства этих произведений. Масса отдельных картин и це­лые архивы рисунков лучших художников XVIII в. пропали за тот период, который обдавал презрением все, что не соответствовало учению о прекрасном согласно ака­демическому классицизму. Зато в эти же блаженные для проницательных коллек­ционеров и для истинных знатоков дни можно было покупать картины Ватто и Буше за несколько франков на «толкучках» и в открытых лавчонках парижских набереж­ных. Но сколько за то же время вещей, сказочно прекрасных, просто «потонуло» навеки; в рисунки Фрагонара завертывали провизию, а картины Ватто служили для всевозможных домашних надобностей.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.