Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XVIII - Художники первых двух третей XVIII века

5 - "Круг Фрагонара и Грёза"

Среди этой же группы мы находим самых блестящих и темпераментных художников Франции XVIII в., настоящих живописцев Божьей милостью. Прав­да, эти мастера «круга Фрагонара и Грёза» не отличаются прежней цельностью стиля, который придает такую закругленность и гармо­нию всему художественному творчеству первой половины XVIII в. Но зато искусство этих художников более разнообразно и, пожалуй, бо­лее человечно. Даже в «исторические машины» и в церковные карти­ны Дойена237 и Дезе238 вложена искра подлинного вдохновения, тогда как Габриэль де Сент-Обен или «Фраго» могут прямо служить при­мерами неустанной возбужденности и во многих отношениях являют­ся предтечами «романтической экзальтации», «романтического вихря».

Всего менее отрадно искусство «классицизирующих», к которым отчасти примкнули в последние годы жизни и Хюэ, и Фрагонар, и Моро, и Грёз. Нас раздражает в этих художниках эпохи, окрещенной немцами насмешливой кличкой Zopf, компромиссность их творчества, их старание влить старое вино в новые мехи. Но и среди таких эпи­гонов масса изумительных виртуозов, а все вместе они дают яркую картину своего времени — этого «кануна революции». Это, во всяком случае, изумительные знатоки монденной элегантности тех странных дней, в которые необычайная утонченность и порочность уживались с искренним стремлением к социальному обновлению.

Примечания

236 Noel, наиболее видный из «династии» Halle, был сыном живописца Клода Алю (1652—1736); он родился в Париже 2 сентября 1711 г.; получил 1-ю академическую награду в 1736 г.; с 1746 г. прошел все ступени академической иерархии вплоть до ректора. С 1777 г. состоял казначеем Академии, и тогда же ему пожалован орден св. Михаила в награду за реорганизацию «Римской Академии», которой он был занят два года. Умер мастер в Париже, в год назначения его ректором, 5 июня 1781 г. Несколько композиций художника были воспроизведены в гобеленах. Отличное представление об Halle дает его версальская, в тонах Буше написанная картина 1767 г. «Объявление мира 1763 г.»; другие произведения мастера находятся в Лувре в замке Фонтенбло («Сбор винограда»), в музеях Марселя («Правосудие Траяна» 1765 г.), Лилля («Силен» 1771 г.), в церкви St. Louis в Версале («Проповедь св. Винсента» 1761 г.). См. Renou «Eloge de М. НаМё» в «Necrologe» 1782 г. (переиздано в «Revue univ. des arts», XIII, 38) и Estournet «La famille des Н.» в «Reunion des Soc. Des B. A.», 1905.

237 Gabriel Frangois Doyen, сын придворного обойщика, родился в Париже в 1726 г. Двенадцати лет он поступает в ученики к Карлу ван Лоо. В 1746 г. получает первую академическую награду. С 1748 по 1755 гг. живет в Италии, где особенно усердно изучает Кортону, Бачиччию, Караччи, Ланфранко, Солимену. Большое впечатление производит его «Смерть Виргинии» 1758 г. В 1759 г. он академик за картину «Юпи­тер и Геба»; в 1767 г. — адъюнкт-профессор; в 1776 г. — профессор; с 1777 г. — «пер­вый живописец» братьев короля. В 1791 г. Д. бежит из охваченной революцией ро­дины в Петербург, куда его приглашала Екатерина II и где он получает оклад в 1200 р., казенную квартиру и должность профессора Академии Художеств. В Пе­тербурге мастер и скончался 5 июля 1806 г. Кажется, из декоративных работ Дойе­на в России сохранился лишь плафон в складах Зимнего дворца. Кроме много­численных, необычайно бравурных и виртуозных рисунков Д. (несколько листов у кн. В. Н. Аргутинского), представление о нем дают картины в музеях Лувра (блес­тящий «Триумф Амфитриты» — совершенно во вкусе Буше), Нанта, Тулона, Руана и Авиньона, «Чудо во время чумы» в парижской церкви St. Roch и купол в капелле св. Григория «Инвалидов». См. С. Le Carpentier «Notice sur Fr. Doyen», Rouen, 1809; H. Stein «Le peintre D. et l'origine du Musee des monuments fran3ais» в «Reunion des Soc. des B. A. des dep.", 1888.

238 Jean Baptiste Deshays, прозванный «le Romain», родился в окрестностях Руана в декабре 1729 г.; ученик Коллена де Вермон, Ж. Ресту и Ф. Буше, обратившего внимание на его картину «Иосиф и жена Путифара»; на дочери Буше художник женился. Первую академическую награду Д. получает в 1751 г. за картину «Иов». Одно время состоит учеником К. ван Лоо в школе «des Eleves proteges", а затем от­правляется в Рим. По возвращении в 1758 г. на родину, Д. получает в 1759 г. звание «академика» за картину «Гектор на берегах Скамандра». В 1760 г. он адъюнкт-про фессор. Умер Д., в полном расцвете таланта и пользуясь всеобщим признанием, 11 февраля 1765 г. в Париже. Искусство Д. можно изучать по его картинам, сохра­нившимся в музеях Анжера («Воспитание Богоматери»), Безансона, Монпелье, Ор­леана и Руана, и по его блестящим рисункам в разных собраниях. Гравировали с мастера — Паризо, Ж. М. Моро, Эмери, Левэк и Лоррен. См. Ch. N. Cochin «Essai sur la vie de Deshays" в «Мегсиге de France*, 1765; Fontaine «Eloge de D.» в «Necrologe» 1766 r.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.