Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
V - Никола Пуссен

5 - Гениальный пейзажист

Поняв Пуссена по его пейзажам, мы яснее поймем прелесть его искусства вообще. В сущности, он всегда и в других своих картинах — будь то библейские, евангельские, исторические или мифологичес­кие сюжеты — прекрасный пейзажист. В гармоничные группы распо­лагаются его персонажи; не впадая в жестикуляцию, они делают все нужные жесты, а лица выражают ясно и без лишних гримас их пере­живания. И все же не всем этим и даже не вкусным подбором коле­ров, не общим тоном, не распределением густых и сочных теней хо­роши фигурные его картины, и не всем этим отличаются они от луч­ших картин аналогичного типа итальянцев, а прекрасны они изумительным чувством природы56.

Среди фигурных картин одною из самых характерных является лувр­ский «Нарцисс». И вот в этом шедевре, в котором так прекрасен об­щий пепельный тон и мягкий удар розовой драпировки, так дивно написано тело застывшего юноши, так тонко сочетались все линии, все так идеально построено и кажется таким простым, — даже в этом шедевре главная прелесть все же в пейзаже. А между тем сразу этого и не угадаешь, настолько «декорации» — низким скалам, трепещуще­му в вечернем сумраке тополю и куску неба — придан характер фона, околичности. «Антинатуралист» Пуссен, громивший Караваджо, ока­зывается здесь одним из самых горячих поклонников натуры и луч­шим ее знатоком. Кому случалось гулять в окрестностях Рима и Не­аполя, тому не раз вспоминался луврский «Нарцисс» и вырывалось восклицание: «это совершенный Пуссен!».

Еще яснее натурализм (или «натуризм») Пуссена сказывается, если его картины сопоставить с аналогичными произведениями его совре­менников. Итальянские картины и даже самых жизненных художни­ков — Розы или Кастильоне — меркнут от соседства французского мастера именно потому, что им не хватает в той же мере ни проник­новенных знаний, ни чувства жизни. Мало того, даже у реалистов-ни­дерландцев не найти таких кусков безусловной вдохновенной правды, какие мы встречаем в пейзажах «Нарцисса», дрезденской «Флоры» или дульвичских «Муз». Таким чувством и такими знаниями природы об­ладал лишь великий вдохновитель Пуссена — Тициан, и они же затем проявились, гораздо позже, в творчестве Коро и Бёклина.

Н. Пуссен. Жертва Гименею. Собрание Кука в Ричмонде

Однако только за последние десятилетия глаза стали снова посте­пенно открываться на Пуссена. Напротив того, под влиянием узкого и косного реализма, в середине XIX в. его совсем было готовились «сдать в архив». Тогда, «поверив академиям», действительно сочли его за схоласта и педанта, за «живописца несносных умников» — le peintre des gens d'esprit. Теперь же мы выучились лучше понимать подлинность его поэзии и, мало того, стали ценить чисто живописные стороны его искусства, которые были недоступны даже его поклонникам в акаде­миях. Ведь распря «рубенистов»и «пуссенистов» (о которой речь впе­реди) основана была, в значительной степени, на недоразумении, на неполном понимании и фанатиков и хулителей Пуссенова искусства. Рубенисты отрицали всякую живописность за Пуссеном, а адепты пос­леднего, не опровергая обвинения, переводили спор на теоретическую почву и тем самым как бы готовы были подтвердить второстепенное значение в живописи чисто живописных качеств57.

Примечания

56 Некоторые картины Пуссена яснее других отражают впечатление, которое про­извели на художника произведения Караваджо, про которого, однако, Пуссен гова­ривал, что он явился для того, чтобы «уничтожить живопись». Эти следы влияния Караваджо сказываются не только в энергической светотени, но иногда и в непо­средственном пользовании натурщиками или хотя бы теми статуэтками, которые ле­пил сам Пуссен и которые он одевал в античные хламиды и тоги. Смешение кара-ваджеских черт с некоторыми элементами, свидетельствующими о сильном впечатлении, произведенном на Пуссена Эльсгеймером, с полной определенностью обна­руживается в картине у Кука в Ричмонде «Чума в Афинах» (достоверность атрибу­ции ее Пуссену, к сожалению, не может считаться абсолютной). Огромные знания природы доказывают, между прочим, и рисованные этюды Пуссена, такие уверен­ные, смелые, «идущие прямо к цели». В них ясно видишь, что мастеру не приходи­лось каждый раз сызнова учиться у природы, но что он всегда брал от нее одно лишь существенное. К сожалению, живописных этюдов мастера не сохранилось, если не считать довольно достоверный, но незначительный набросок («Ребенок среди скал») в картинном зале Царскосельского дворца.

57 Один из «памфлетистов-рубенистов» так отзывается о мастере, которого по­клонники называли «le Timanthe de notre siecle et le plus accompli de tous les modernes»:

II scavait manier la regie et le compas.

Parlait de la lumiere et ne l'entendait pas;

И etait de l'antique un assez bon copiste;

Mais sans invention et mauvais coloriste.

II ne pouvait marcher que sur les pas d'autruy;
Le Genie a manque, c'est un malheur pour luy. В своем ответе «пуссенисты», напротив того, воспевали:

C'est lui dont le pinceau sceut joindre avec addresse

Et la correction et la delicatesse.

L'entente des couleurs, le choix des vestemens,

Les airs, le paysage et les raisonnemens.

Tout charme, tout surprend; ses manieres scavantes

Offrent aux curieux des beautez penetrantes.

L'ame se trouve peinte en ses expressions,

Le sage у reconnoist l'effort des passions

Le Docte у voit l'histoire et ses traces fideles,

L'architecte sur lui peut former ses modeles и т. д.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.