Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Венецианская живопись "Золотого века"
IV - Лоренцо Лотто

5 - Портреты и пейзажи

Эту нескончаемую цепь волов, понурые от жары позы громадных животных мы все видели на таких же несуразных и живописных улицах итальянских городов; вспоминаются гиканье и чмоканье их погонщиков, вспоминается и чисто итальянская близость уличного труда к роскошной жизни аристократов, дворцы которых высятся по сторонам ухабистой мостовой. Но гениальность Лотто выразилась именно в том, что он сумел этому "документу с натуры" придать ореол сказки и чуда. Эти волы тащат не глыбу каррарского мрамора, не воз с железом или многосаженными стволами, но они напрягают все усилия, чтобы сдвинуть с места хрупкую девушку, обреченную на смерть и позор и, однако, несокрушимо-сильную благодаря своей пламенной вере в Христа. Не сюжет, не тема здесь превратила обычную уличную сцену в мистерию, но именно своеобразные чары искусства, и особенно колдовство Лотто тем элементом, в котором он является соперником Корреджо - светом, мягкими серебристыми красками, в каждой из которых трепещет жизнь.

После длинного ряда портретов и образов, в которых все внимание мастера сосредоточивалось на фигурах, Лотто лишь к концу жизни подходит снова к таким же "пейзажным историям" в картинах, сохраняющихся в архиепископском дворце в Лорето и писанных в 1554-1556 годах во время пребывания художника в "святом городе"56. Среди этих картин особенно поражают "Жертва Мельхиседека" и "Сретение", о котором Беренсон говорит, что это одно из величайших достижений (achievements) мастера и наиболее современная из всех картин, писанных старыми итальянцами. По композиции оба произведения подходят к интарзиям в Бергамо, но по исполнению они совершенно исключительны, и если что вспоминается нам при виде их, то это произведения главных художественных героев наших дней - Дега, Мане и Гойи. Дега (или Вермэр) мог бы подписаться под верхней частью "Сретения", где изображен алтарь Соломонова храма в виде глубокого, полутемного и лишь спереди получающего свет помещения. Напротив того, нервная, импрессионистская живопись фигур напоминает Мане и Гойю. Больше всего, однако, и здесь поражает "световедение": нежность оттенков, серая благородная "пленэристская" серебристость всего, передача вибрации воздуха при полной отчетливости контуров (вся архитектура безупречно начерчена); и рядом с этим - смелые удары красок, выдающие мастера, который иногда представляется осторожным, но только вследствие изощренности своего вкуса, благодаря сознанию полноты своей силы, сдерживаемой каждый раз, когда этого требуют чисто художественные соображения.

Примечания

56 Таково, по крайней мере, мнение Беренсона, который, однако, сам указывает, что подобные же сюжеты помянуты Лотто под более ранними годами в его счетной книге (libra dei conti). Относит же Беренсон эти картины к годам в Лорето на основании разбора их живописных особенностей. Сношения Лотто с Лорето и вообще с городами "Марок" начинаются еще до посещения мастером Рима. Очень много создано им в разные годы для Лорето, Иези, Анконы и Реканати. Вообще же для биографии мастера важны следующие моменты, подтверждаемые произведениями и архивными документами: пребывание в Тревизо с 1503 по 1505 г.; алтарная картина для Азоло, 1506 г.; картина для Реканати, 1508 г.; пребывание в Риме в 1509 г. (он расписывал верхний этаж Ватикана, за что ему было уплачено 9 марта и 18 октября); "Положение во гроб" в Иези, 1512 г.; алтарные картины в бергамском San Bartoloinmeo, 1513 и 1516 гг.; прекрасные запрестольные образа там же в San Bernardino и San Spirito, 1521 г.: картоны для интарзий 1523-1530 гг.; фрески в Трескорре, 1524 г.; "Св. Христофор и св. Себастиан" в Бергамо, 1531 г.; того же года большое "Распятие" в Монте С. Джусто близ Анконы; "Глорификация Св. Доминика" в Чипголи, 1539 г.; "Pieta" в БрерТ), 1545 г.; "Слава Св. Антонина" в венецианской церкви "Santi Giovanni e Paolo", 1547 г.; вторичное пребывание в Тревизо с 1542 по 1545 г.; "Мадонна с ангелами" в анкопской Santa Maria dеlla Piazza, 1549 г.; пребывание в Анконе до августа 1552 г., когда он переселился в Лорето. 8 сентября 1554 г. он уже предоставил "себя и все свое имущество в распоряжение "Святого Дома". Умер Лотто между 18 сентября 1556 г. и 1 июля 1557 г. в Лорето.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.