История живописи
Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XVIII - Художники первых двух третей XVIII века
4 - Лагрен-старший, Гютен, Пьер, Шале
Еще более других посчастливилось гостившему в России Лагрене-старшему, звучная фамилия которого запоминается с особенной легкостью231. Но кто в наше время хотя бы слышал только о Гютене, о Пьере, о Шале, об Але? А между тем, первый был очень своеобразным и интересным художником232, второй — самым, после Буше, излюбленным из живописцев-царедворцев233, Мишель Анж Шаль234, большой знаток архитектуры, создал ряд прелестных декоративных Ноэлю Алю принадлежат те превосходно написанные картины в Лувре и в Версале, которые и опытного знатока могут ввести в соблазн — заставить искать на них подпись самого «peintre des Graces".
Не меньший интерес представляют для нас художники «третьей группы». В них замечается более определенная эмансипация от формул вдохновителей, и в то же время искусство их еще не подвержено расхолаживающему влиянию классицизма.
4 - Лагрен-старший, Гютен, Пьер, Шале
5 - "Круг Фрагонара и Грёза"6 - Сент-Обен, Фрагонар, Робер, Грёз231 Louis Jean Francois Lagrenee-старший родился в Париже 30 декабря 1724 г.; ученик Карла ван Лоо; получил первую академическую награду в 1749 г. за картину «Иосиф, объясняющий сны»; из римской поездки Л. вернулся в 1753 г.; «назначенный»—в 1754 г.; в 1755 г. — «академик»; в 1758 г. — адъюнкт-профессор; в 1760 г. приглашен Шуваловым в петербургскую Академию Художеств (однако уже в 1763 г. вернулся на родину); в 1762 г. — профессор Парижской Академии; в 1781 г. — адъюнкт-ректор, но в том же году назначается директором Римской Академии; по возвращении в Париж он в 1785 г. достигает положения ректора. В 1804 г. Л. награжден орденом Почетного легиона. Умер мастер 19 июля 1805 г. в Париже. С 1755 по 1798 гг. участвовал в «Салонах». Ныне картины Лагрене-старшего украшают музеи Лувра («Похищение Деяниры» и «Правосудие и Милость»), Анжера («Семья Да-рия» и «Меркурий поручает Бахуса нимфам»), Байё («Гении искусства»), Дижона («Вдовы индианского воина»), Дуэ («Портрет Елизаветы Петровны»; в церкви S. Pierre того же города две религиозные картины мастера), Марселя («Амур и грации»), Монпелье («Александр в Дельфах») и т. д. В Эрмитаже Л. отсутствует, зато в Академическом музее мастер представлен четырьмя картинами («Лот», «Милосердие римлянина», «Суд Париса» .1758 г. и «Елизавета Петровна — покровительница искусства» 1761 г.), к сожалению, не дающими вполне выгодного представления о Лагрене, как композиторе и технике. Хороший автопортрет Л. в собрании Д. А. Бенкендорфа. См. J. В. P. «Catalogue de tableaux par M. M. Lagrenee l'Aine, Lagrenee le Jeune et Callet provenant du chateau de M. (de la Borde) a la Ferte» (аукцион 14 января 1785 г.); Renou «Notice necrologique sur L. J. F. Lagrenee l`Аine» в «Nouvelles des Arts» Ландона, Paris, 1805, IV, 282. Упомянутый только что Jean Jacques «Lagrenee le Jeune» был учеником своего брата. Он родился в 1740 г. в Париже и умер там же в 1821 г. Долгое время состоял при Севрском заводе. Произведения младшего Л. имеются в музеях Лувра («Зима» 1775 г. — один из плафонов «Галереи Аполлона»), Анжера («Помолвка»), Шалона («Венера и Вулкан»), Кольмара («Портрет генерала Рапа»), Монпелье и т. д. Специальностью сына Лагрене-старшего Anthelme Francois (1775-1832) были миниатюрные портреты в виде камеев. Многие образчики его искусства хранятся в Эрмитаже, в русских дворцах и частных собраниях (в Петербург художник прибыл в 1823 г.).
232 Charles Francois Hutin-старший родился в Париже 4 июня 1715 г.; ученик Лемуана; получил первую награду в 1735 г. за картину «Ревекка и Елеазар»; в Риме Потен стал изучать, под руководством Слодца, и ваяние. В 1744 г. он «назначенный»; в 1747 г. — академик за статую «Харон» (ныне в Лувре); в 1748 г. мастер переселяется в Дрезден, где он пишет плафон в придворной церкви; в 1768 г. он директор Дрезденской Академии. Умер мастер в Дрездене 29 июля 1776 г. Творчество Гютена известно нам по его собственным гравюрам (иногда очень острым и реалистическим) и по картинам в музеях и дворцах Саксонии (кроме того, две жанровые — в Прадо). С 1750 по 1756 гг. художник был занят рисунками с картин Дрезденской галереи, по которым затем гравировали Доле, Авелин и другие лучшие мастера времени.
233 Jean Baptiste Marie Pierre родился в Париже в 1713 г.; ученик Натуара и Дебро-ка в Парижской Академии и де Труа в Риме, куда он был отправлен за картину 1734 г. «Самсон и Далила». С 1741 по 1770 гг. Пьер получает все академические чины вплоть до директора включительно; 30 июня 1770 г., по смерти Буше, назначен «первым живописцем короля». П. состоял и суперинспектором «Гобеленов». Умер мастер в Париже 15 мая 1789 г. В «Салоне» П. выставлялся с 1741 по 1769 гг. Кроме живописи, он занимался и гравированием крепкой водкой (лучшие офорты художника украшают издание «Басен Лафонтена»). В настоящее время произведения Пьера разбросаны по музеям Лувра, Марселя, Экса, Монпелье; другие — в церквях Парижа, Орлеана и Дуэ. В Эрмитаже ему приписаны две прелестные крошечные картинки, исполненные совершенно в манере Патэра. Гравировали с Пьера: Дюпюи, Ламперер, Прейслер, Шедель, Левэк, Доле, Фессар, Демарто. См. Sireuil «Le plafond de la Chapelle de la Vierge a l'eglise S-t Roch» в «Аnnee litteraire», 1856, т. VI, 264.
234 Charles Michel Ange Challes или Challe живописец, архитектор и писатель, родился в Париже 18 марта 1718 г. Ученик доминиканского монаха Андре, Лемуана и ансамблей235, а
Буше. Два раза удостоен 2-й академической награды — в 1738 и в 1741 гг.; получив 1-ю награду (в 1740 г.), он отправляется в Италию, где живет до 1746 г. и где сходится с «реформатором французской живописи» Вьеном. В Риме Шаль делает бесчисленные этюды с натуры и усердно изучает Гвидо и Сальватора Розу. По возвращении он первое время занят живописью. В 1753 г. мастер выставляет «Дидону», в 1759 г. — «Лукрецию», в 1761 г. — «Клеопатру», известные нам по гравюрам Мишеля и Анрикеса. Особенно же были отмечены критикой пейзаж Шаля «Лес Весты» 1753 г. («исполненный настроением почтенного уединения и не лишенный прелести печали») и «Смерть Сократа» 1761 г. В 1753 г. Ш. удостоен звания «академика» за плафон в зале заседаний Академии (ныне в Фонтенбло); в 1758 г. мастер, заявивший себя рьяным поклонником Пиранези, назначен профессором перспективы; в 1765 г. он «рисовальщик королевского кабинета»; в 1770 г. — кавалер ордена св. Михаила. Умер Шаль в Париже 8 января 1778 г. Женат был художник на дочери знаменитого портретиста Наттье. Кроме упомянутых произведений, Шаллем были исполнены три плафона для Польши, плафон для Генерального контролера, картины для церквей St. Hypolite, des Feuillants, des peres de l'Oratoire, des religieuses de Longchamp в Париже и для церквей в Лионе и Орлеане. В качестве архитектора Ш. отличался при устройстве придворных празднеств (один из проектов его pompes funebres в нашем собрании). Из литературных трудов Ш. особенного внимания заслуживает перевод сочинений Пиранези: «Voyage en Italie» в форме писем и «Observations sur le Vesuve». См. «Eloge historique de M. Challe» в «Necrologe» 1779 г., переизданный в «Revue Universelle des Arts*, XII, стр. 399, и H. de Chennevieres «M. A. Challe» в «Gazette des B. A.», de Chennevieres «M. A. Challe» в «Gazette des B. A.», 1882, I, стр. 505. Скульптор Simon Challes приходился братом Мишёль-Анжу.
235 Декоровкой (1756—1758) в «греческом» вкусе одной из комнат в доме мецената ла Лив де Жюльи главным образом прославился и первый (с 1758 г.) профессор Петербургской Академии Louis Joseph le Lorrain (19 марта 1715 г. — 19 марта 1759 г.), к сожалению, похищенный смертью вскоре после своего приезда в северную Пальмиру и не успевший здесь исполнить каких-либо работ. Судя по каталогу его распродажи (редчайший экземпляр этой описи в собрании С. П. Яремича), мастер в момент своего выезда из Парижа был уже зажиточным человеком, обладавшим обширным собранием всяких художественных редкостей. Сейчас о ле Лоррене мы можем судить лишь по трем, скорее посредственным, овалам «Амуры» в приемной зале Совета Имп. Академии Художеств, по иллюстрациям его к басням Лафонтена и к «Неистовому Роланду» и, наконец, по его гравированным попыткам реконструкций картин Полигнота, согласно описанию их у Павзания. Все в целом, а также опыты ле Лоррена в энкаустической технике позволяют зачислить его в ряды тех передовых художников, которые с Вьеном во главе привели французское искусство постепенно к торжеству классицизма. В свою очередь, призыв ле Лоррена Шуваловым лишний раз доказывает передовые взгляды нашего мецената на искусство. К сожалению, не более посчастливилось нашей Академии и с другими крупными французскими мастерами: Лагрене, Дойеном и Менажо, приглашенными в качестве преподавателей. Нужно думать, что в России эти художники были окружены сетью докучливых интриг и тем плохо скрываемым недоброжелательством, которое вообще свойственно русским людям по отношению к иностранцам. Лагрене не вытерпел кошмарной обстановки и через два года бежал; Дойен и Менажо остались, но творческие силы этих темпераментных мастеров оказались до странности притушенными и почти не использованными.