Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XVIII - Художники первых двух третей XVIII века

4 - Лагрен-старший, Гютен, Пьер, Шале

Еще более других посчастливилось гостившему в России Лагрене-старшему, звучная фамилия которого запоминается с особенной лег­костью231. Но кто в наше время хотя бы слышал только о Гютене, о Пьере, о Шале, об Але? А между тем, первый был очень своеобраз­ным и интересным художником232, второй — самым, после Буше, из­любленным из живописцев-царедворцев233, Мишель Анж Шаль234, большой знаток архитектуры, создал ряд прелестных декоративных Ноэлю Алю принадлежат те превосходно написан­ные картины в Лувре и в Версале, которые и опытного знатока могут ввести в соблазн — заставить искать на них подпись самого «peintre des Graces".

Не меньший интерес представляют для нас художники «третьей группы». В них замечается более определенная эмансипа­ция от формул вдохновителей, и в то же время искусство их еще не подвержено расхолаживающему влиянию классицизма.

Франческо Тревисани. Воскрешение Лазаря.

Примечания

231 Louis Jean Francois Lagrenee-старший родился в Париже 30 декабря 1724 г.; ученик Карла ван Лоо; получил первую академическую награду в 1749 г. за картину «Иосиф, объясняющий сны»; из римской поездки Л. вернулся в 1753 г.; «назначен­ный»—в 1754 г.; в 1755 г. — «академик»; в 1758 г. — адъюнкт-профессор; в 1760 г. приглашен Шуваловым в петербургскую Академию Художеств (однако уже в 1763 г. вернулся на родину); в 1762 г. — профессор Парижской Академии; в 1781 г. — адъ­юнкт-ректор, но в том же году назначается директором Римской Академии; по воз­вращении в Париж он в 1785 г. достигает положения ректора. В 1804 г. Л. награж­ден орденом Почетного легиона. Умер мастер 19 июля 1805 г. в Париже. С 1755 по 1798 гг. участвовал в «Салонах». Ныне картины Лагрене-старшего украшают музеи Лувра («Похищение Деяниры» и «Правосудие и Милость»), Анжера («Семья Да-рия» и «Меркурий поручает Бахуса нимфам»), Байё («Гении искусства»), Дижона («Вдовы индианского воина»), Дуэ («Портрет Елизаветы Петровны»; в церкви S. Pierre того же города две религиозные картины мастера), Марселя («Амур и гра­ции»), Монпелье («Александр в Дельфах») и т. д. В Эрмитаже Л. отсутствует, зато в Академическом музее мастер представлен четырьмя картинами («Лот», «Милосер­дие римлянина», «Суд Париса» .1758 г. и «Елизавета Петровна — покровительница искусства» 1761 г.), к сожалению, не дающими вполне выгодного представления о Лагрене, как композиторе и технике. Хороший автопортрет Л. в собрании Д. А. Бен­кендорфа. См. J. В. P. «Catalogue de tableaux par M. M. Lagrenee l'Aine, Lagrenee le Jeune et Callet provenant du chateau de M. (de la Borde) a la Ferte» (аукцион 14 января 1785 г.); Renou «Notice necrologique sur L. J. F. Lagrenee l`Аine» в «Nouvelles des Arts» Ландона, Paris, 1805, IV, 282. Упомянутый только что Jean Jacques «Lagrenee le Jeune» был учеником своего брата. Он родился в 1740 г. в Париже и умер там же в 1821 г. Долгое время состоял при Севрском заводе. Произведения младшего Л. имеются в музеях Лувра («Зима» 1775 г. — один из плафонов «Галереи Аполлона»), Анжера («По­молвка»), Шалона («Венера и Вулкан»), Кольмара («Портрет генерала Рапа»), Мон­пелье и т. д. Специальностью сына Лагрене-старшего Anthelme Francois (1775-1832) были миниатюрные портреты в виде камеев. Многие образчики его искусства хра­нятся в Эрмитаже, в русских дворцах и частных собраниях (в Петербург художник прибыл в 1823 г.).

232 Charles Francois Hutin-старший родился в Париже 4 июня 1715 г.; ученик Лему­ана; получил первую награду в 1735 г. за картину «Ревекка и Елеазар»; в Риме Потен стал изучать, под руководством Слодца, и ваяние. В 1744 г. он «назначенный»; в 1747 г. — академик за статую «Харон» (ныне в Лувре); в 1748 г. мастер переселяется в Дрезден, где он пишет плафон в придворной церкви; в 1768 г. он директор Дрез­денской Академии. Умер мастер в Дрездене 29 июля 1776 г. Творчество Гютена из­вестно нам по его собственным гравюрам (иногда очень острым и реалистическим) и по картинам в музеях и дворцах Саксонии (кроме того, две жанровые — в Прадо). С 1750 по 1756 гг. художник был занят рисунками с картин Дрезденской галереи, по которым затем гравировали Доле, Авелин и другие лучшие мастера времени.

233 Jean Baptiste Marie Pierre родился в Париже в 1713 г.; ученик Натуара и Дебро-ка в Парижской Академии и де Труа в Риме, куда он был отправлен за картину 1734 г. «Самсон и Далила». С 1741 по 1770 гг. Пьер получает все академические чины вплоть до директора включительно; 30 июня 1770 г., по смерти Буше, назначен «пер­вым живописцем короля». П. состоял и суперинспектором «Гобеленов». Умер мас­тер в Париже 15 мая 1789 г. В «Салоне» П. выставлялся с 1741 по 1769 гг. Кроме живописи, он занимался и гравированием крепкой водкой (лучшие офорты худож­ника украшают издание «Басен Лафонтена»). В настоящее время произведения Пье­ра разбросаны по музеям Лувра, Марселя, Экса, Монпелье; другие — в церквях Па­рижа, Орлеана и Дуэ. В Эрмитаже ему приписаны две прелестные крошечные кар­тинки, исполненные совершенно в манере Патэра. Гравировали с Пьера: Дюпюи, Ламперер, Прейслер, Шедель, Левэк, Доле, Фессар, Демарто. См. Sireuil «Le plafond de la Chapelle de la Vierge a l'eglise S-t Roch» в «Аnnee litteraire», 1856, т. VI, 264.

234 Charles Michel Ange Challes или Challe живописец, архитектор и писатель, ро­дился в Париже 18 марта 1718 г. Ученик доминиканского монаха Андре, Лемуана и ансамблей235, а

Буше. Два раза удостоен 2-й академической награды — в 1738 и в 1741 гг.; получив 1-ю награду (в 1740 г.), он отправляется в Италию, где живет до 1746 г. и где схо­дится с «реформатором французской живописи» Вьеном. В Риме Шаль делает бес­численные этюды с натуры и усердно изучает Гвидо и Сальватора Розу. По возвра­щении он первое время занят живописью. В 1753 г. мастер выставляет «Дидону», в 1759 г. — «Лукрецию», в 1761 г. — «Клеопатру», известные нам по гравюрам Мише­ля и Анрикеса. Особенно же были отмечены критикой пейзаж Шаля «Лес Весты» 1753 г. («исполненный настроением почтенного уединения и не лишенный прелес­ти печали») и «Смерть Сократа» 1761 г. В 1753 г. Ш. удостоен звания «академика» за плафон в зале заседаний Академии (ныне в Фонтенбло); в 1758 г. мастер, заявив­ший себя рьяным поклонником Пиранези, назначен профессором перспективы; в 1765 г. он «рисовальщик королевского кабинета»; в 1770 г. — кавалер ордена св. Ми­хаила. Умер Шаль в Париже 8 января 1778 г. Женат был художник на дочери знаме­нитого портретиста Наттье. Кроме упомянутых произведений, Шаллем были ис­полнены три плафона для Польши, плафон для Генерального контролера, картины для церквей St. Hypolite, des Feuillants, des peres de l'Oratoire, des religieuses de Longchamp в Париже и для церквей в Лионе и Орлеане. В качестве архитектора Ш. отличался при устройстве придворных празднеств (один из проектов его pompes funebres в нашем собрании). Из литературных трудов Ш. особенного внимания за­служивает перевод сочинений Пиранези: «Voyage en Italie» в форме писем и «Observations sur le Vesuve». См. «Eloge historique de M. Challe» в «Necrologe» 1779 г., переизданный в «Revue Universelle des Arts*, XII, стр. 399, и H. de Chennevieres «M. A. Challe» в «Gazette des B. A.», de Chennevieres «M. A. Challe» в «Gazette des B. A.», 1882, I, стр. 505. Скульптор Simon Challes приходился братом Мишёль-Анжу.

235 Декоровкой (1756—1758) в «греческом» вкусе одной из комнат в доме мецена­та ла Лив де Жюльи главным образом прославился и первый (с 1758 г.) профессор Петербургской Академии Louis Joseph le Lorrain (19 марта 1715 г. — 19 марта 1759 г.), к сожалению, похищенный смертью вскоре после своего приезда в северную Пальмиру и не успевший здесь исполнить каких-либо работ. Судя по каталогу его распродажи (редчайший экземпляр этой описи в собрании С. П. Яремича), мастер в момент своего выезда из Парижа был уже зажиточным человеком, обладавшим обширным собранием всяких художественных редкостей. Сейчас о ле Лоррене мы можем судить лишь по трем, скорее посредственным, овалам «Амуры» в приемной зале Совета Имп. Академии Художеств, по иллюстрациям его к басням Лафонтена и к «Неистовому Роланду» и, наконец, по его гравированным попыткам реконст­рукций картин Полигнота, согласно описанию их у Павзания. Все в целом, а также опыты ле Лоррена в энкаустической технике позволяют зачислить его в ряды тех передовых художников, которые с Вьеном во главе привели французское искусство постепенно к торжеству классицизма. В свою очередь, призыв ле Лоррена Шувало­вым лишний раз доказывает передовые взгляды нашего мецената на искусство. К сожалению, не более посчастливилось нашей Академии и с другими крупными французскими мастерами: Лагрене, Дойеном и Менажо, приглашенными в каче­стве преподавателей. Нужно думать, что в России эти художники были окружены сетью докучливых интриг и тем плохо скрываемым недоброжелательством, которое вообще свойственно русским людям по отношению к иностранцам. Лагрене не вытерпел кошмарной обстановки и через два года бежал; Дойен и Менажо оста­лись, но творческие силы этих темпераментных мастеров оказались до странности притушенными и почти не использованными.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.