Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Живопись "золотого века" в средней Италии
X - Бесподобный Рафаэль Санти

4 - "Чудо" Рафаэля

В прекрасной фреске Перуджино есть все же что-то "неналаженное". И фигуры, и самый храм теряются в пространстве. Есть и много лишнего, например, обе арки в фоне. Напротив того, в картине Рафаэля все сведено к необходимому минимуму, к золотой мере. Нет такой подробности, которая не производила бы впечатления какой-то художественной необходимости, не отвечала бы каким-то требованиям логики, красоты, законам дивной эйритмии. Особенно хороша самая архитектурная мысль этого шестнадцатигранного здания, опоясанного грациозной, как девичий хоровод, колоннадой и увенчанного величавым тамбуром, озирающим своими квадратными окнами все стороны горизонта. Два года до того земляк Рафаэля (а по преданию, и родственник его), "Рафаэль архитектуры", урбинец Браманте построил в Риме свой tempietto, круглый храмик при монастыре S. Pietro in Montorio - "здание-тип" всего Возрождения. Слыхал ли Рафаэль об этом чуде нового зодчества или он самостоятельно дошел до "своего чуда" - останется тайной, да и характер обоих зданий, построенного в действительности и "построенного на картине", различный. Tempietto более строг и мужествен по формам, храм в "Sposalizio" более грациозен и женствен. Но родство между этими архитектурами все же очевидно, и это родство можно объяснить духом времени, общим исканием совершенства, полноты и стройности113.

Примечания

113 Вдохновляющей школой Рафаэля в искусстве архитектуры, без сомнения, следует считать герцогский замок в Урбино, одно из самых гениальных созданий середины кватроченто, делающее честь своему строителю, Лауране, и являющееся одним из самых передовых памятников Возрождения. Черты влияния изящного вкуса Лаураны встречаются и у Пьеро деи Франчески, и у Франческо ди Джордже, и у самого Перуджино. Вообще, если чем обязан Рафаэль своей родине, так это пониманием архитектурной красоты и поразительным знанием перспективы, поклонником которой был его отец и которая сказывается уже в самых ранних произведениях мастера. Рафаэль, как утверждает Вазари, преподал фра Бартоломео (бывшему старше его на много лет) многие перспективные сведения. Сказать кстати, в библиотеке герцога Урбинского хранился уже в то время один из самых полных трактатов кватроченто о перспективе - произведение Пьеро деи Франчески.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.