Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XVIII - Художники первых двух третей XVIII века

2 - Сверстники Лемуана и Буше

Ш. Ж. Натуар. Вакханалия. Императорский Эрмитаж

Наименее ярка и свободна старшая группа. Сверстники Лемуана и Буше, этих двух самых ярких и «беззастенчивых» художников Фран­ции, скорее робко заражаются от них теми приемами, которые в по­следующий период уже являются «общим местом»222. Известная сдер­жанность и в связи с ней скука присущи как не особенно даровитым Лами, Коллену де Вермон, Буазо или Дюмону223, так и более гибким талантам — Натуару224, старшему Ресту225, Тремольеру226, Жану Батис­ ту ван Лоо227. Особенно же вялым и сдержанным представляется нам сейчас тот художник, которого современники называли «Апеллесом своих дней», — Карл ван Лоо228. С ним произошло то, что происходи­ло и с другими мастерами «среднего» дарования (между прочим, и со старшим братом Карла и с его племянником Луи-Мишелем, и с Рес­ту, и с Натуаром).

Примечания

222 «Сверстниками» Лемуана и Буше являются также Ланкре, Патэр и другие ма­стера, зачисленные нами в «группу Ватто», а также вполне самостоятельные и пользовавшиеся, в свою очередь, большим влиянием: де Труа, Сюблейра и Шар­ден.

223 Charles Lamy родился в Мортанье в 1689 г.; академик —в 1735 г.; принимает участие на выставках «Юношества» 1734 г. и «Салона» с 1737 г. Умер Л. 2 апреля 1743 г. Судить об искусстве мастера можно по картине в музее Тура «Успение Бого­родицы». Hyacinthe Collin de Vermont родился в Версале 19 января 1693 г.; крестник Риго, брат Collin de Blamont — суперинтенданта королевской музыки; ученик Жу-вене; академик —в 1725 г. за картину «Рождение Бахуса» (музей в Туре); ад.-про­фессор — в 1733 г.; профессор — в 1740 г.; ад.-ректор — в 1754 г.; умер К. 16 февраля 1761 г. в Париже. Главным произведением мастера была «История Кира» в 33 кар­тинах, выставленных в 1751 г. Кроме исторических и церковных картин, мастер писал и портреты. В Лионском музее имеется «Бракосочетание св. Екатерины» Коллена. Antoine Boizot родился в Париже в 1702 г.; удостоен акад. награды в 1730 г.; академик —в 1737 г. за картину «Аполлон и Левкотея» (музей в Туре); писал исто­рические и жанровые сюжеты, портреты и пейзажи (виды Рима); работал для «Го­беленов»; в 1757 г. выставил групповой портрет своей семьи. Умер 9 марта 1782 г. в Париже. Кроме картины в Туре, до нас дошел его «Нарцисс» в музее Сомюра. Из­вестный скульптор Луи Симон Б. был сыном Антуана. Jean Dumont «1е Romain», сын скульптора Пьера Д., родился в Париже в 1701 г.; ученик Ант. Лебеля; свое прозвище «Римлянин» он получил благодаря тому, что, согласно преданию, юношей отправился пешком в Рим. Академик—в 1728 г.; ад.-профессор — в 1733 г.; профес­сор—в 1736 г.; ад.-ректор —в 1748 г.; ректор —в 1752 г.; почетный директор Акаде­мии — в 1763 г.; ее канцлер — в 1768 г. Умер мастер 17 февраля 1781 г. в Париже. Кар­тины Д. сохраняются в Лувре (интереснейший групповой портрет «Семья кормили­цы Людовика XV») и в музее Безансона. Гравировали с Дюмона Данзель и Долле.

224 Charles Joseph Natoire, сын живописца, уроженца Манта, переселившегося на юг Франции, родился в Ниме 3 марта 1700 г. Ученик своего отца и Парижской Ака­демии, где его наставниками были Галош и Лемуан. Первую премию и право на заграничную поездку Н. получает в 1721 г. за «Жертву Маноя»; в Риме художник удостаивается первой премии от Академии св. Луки. По возвращении на родину Н. избран адъюнкт-профессором в 1725 г. и профессором в 1737 г. Первое время Н. выставляет свои картины на выставках «Юношества», затем — по возобновлении (в 1737 г.) «Салона» — на официальных выставках. С 1741 г. он занят для двора. Меж­ду прочим, в 1742 г. появляется его «Дон Кихот, раздетый фрейлинами герцогини», в 1743 г. — ряд мифологических картин для Марли, в 1745 г. — «Торжественный въезд епископа Орлеанского в Орлеан» и картины для Королевской библиотеки; в 1746 г. — картины с сюжетами из «Телемахиды», предназначенные для апартаментов дофи­на, в 1747 г. — «Пастораль» для апартаментов королевы, в 1748 г. — «Мучение св. Ферреоля» для приходской церкви в Марселе; в 1750 г. — «Триумф Бахуса» и «Алле­гория на рождение дочери дофина», в 1755 г. «Пир Клеопатры» и в 1757 г. «Прибы­тие Клеопатры» — два картона, предназначенные для воспроизведения в гобеленах. К концу 1730-х гг. относится серия картин с «Историей Психеи», поныне украша­ющих овальный салон построенного Боффраном Hotel de Soubise (в настоящее вре­мя «Archives Nationales»); к 1750 г. — роспись построенной тем же архитектором ка­пеллы при Воспитательном доме («Enfants trouves»), известная нам по гравюре Фес-сара и представлявшая эпизоды из жизни Христа, включенные в расписанную фрескистом Брунетти стенопись, изображавшую en trompe l'oeil руины античного здания (подготовительный рисунок к этой росписи в нашем собрании). В 1751 г. Н. назначен директором Французской Академии в Риме, где он расписывает фреской плафон в San Luigi dei Francesi («Смерть св. Людовика»). В 1756 г. Н. награжден орденом св. Михаила. Последние годы мастера были омрачены процессом, кото­рый затеял против него один из пенсионеров, исключенный Натуаром за то, что он пренебрег пасхальным говением. По указу Шатле Натуар был принужден заплатить пострадавшему в 1770 г. требуемую сумму в .20 тыс. фр. В 1774 г. мастер вышел в отставку, а три года спустя, 29 августа 1777 г., скончался в Кастель-Гандольфо. В настоящее время понятие о творчестве мастера, — кроме упомянутых выше его шедевров в Hotel de Soubise и кроме гравюр с его произведений, исполненных Флип-паром, Дэплассом, Фессаром, Пеллетье, Беллемоном, Бонне, Авелином, Каром, Му-аттом, Субейраном и Дюфло, — дают картины, украшающие дворцы Версаля, Три­анона и Компьена (сюжеты из «Дон Кихота»), а также музеи Лувра, Бордо, Дижо-на, Дуэ, Марселя, Монпелье, Нанта, Орлеана, Ренна, Руана, Труа (целый ряд картин) и Валансьена. В Эрмитаже Н. отлично представлен картиной «Бахус и Ариадна» (1742 г.); другие картины мастера у кн. Юсупова и Б. И. Ханенко. См. рукопись в Cabinet des Estampes (а, 49) «Explications des ouvrages de peinture ... dans la chapelle des Enfants trouves»; H. Jouin «Ch. N. et la peinture historique* в «Nouvelles archives de 1'art fr.», 1889, стр. 139; P. Clauzel «Ch. J. N. peintre nimois» в « Reunion des Societes des B. A.», 1899, стр. 145.

225 Jean Restout le Jeune принадлежит к династии художников, давшей не мень­шее число выдающихся живописцев, нежели Одраны, Куапели, Жувене и другие фамилии. Жан R, младший сын Ж. Ресту-старшего, родился в Руане 26 марта 1692 г.; ученик своего дяди Жувене; удостоен «prix de Rome» за картину «Венера у Вулкана» (у кн. Юсупова), однако в Италию художник, получивший уже в 1717 г. звание «на­значенного», не отправился; в 1720 г. — академик; в 1730 г. — ад.-профессор; в 1733 г. — профессор; в 1746 г. — ад.-ректор; в 1752 г. — ректор; в 1760 г. — директор; в 1761 г. — канцлер Академии. С 1729 г. Ресту женат на одной из дочерей Guy Halle. С 1722 г. он выставляет на выставках «Юношества»; с 1737 г. — в «Салоне». Умер мастер 1 января 1768 г. в Париже. Многочисленные произведения Р. (по большей части религиозные сюжеты) находятся в парижских церквях, во дворцах Версаля (портрет доктора Пурфура), Фонтенбло и Компьена, а также в музеях Лувра, Анже-ра, Бордо, Дижона, Гренобля, Лилля, Метца (автопортрет), Нанси (портрет Боф-франа), Орлеана, Руана, Ренна, Валансьена, Уффиц, Прадо, Дармштадта, Копенга­гена. Почти такой же славой, как отец, пользовался и сын Жана Ресту-младшего Jean Bernard Restout, родившийся в Париже 22 февраля 1732 г. и скончавшийся там же 18 июля 1797 г. Ж. Б. Р. известен, между прочим, и как один из подписавшихся под петицией, с которой «Commission des arts* обратилась к Национальному собра­нию и в которой указывалось на необходимость полнейшего освобождения искус­ства от государственной опеки. Надо при этом заметить, что еще в 1770-х гг. мастер проявил нежелание подчиняться контролю Академии. В дни министерства Ролана Ресту получил место директора Garde Meuble, однако происки завистников приве­ли к тому, что после падения жирондистов художник был заключен в тюрьму и лишь благодаря перевороту 9 термидора избежал эшафота. Характерные произведения мастера — в музеях Лувра, Тура, Тулузы. О Ресту см. P. de Chennevieres «Recherches sur la vie... des peintres provinciaux», 1854, т. III, стр. 259 и 307; Maillet Du Boullay «Eloge de M. Jean Restout* в « Precis analytique des travaux de FAcad. des Sciences... et des Arts de Rouen*, т. Ill, Rouen, 1817; Palissot «Eloge historique de J. R.» в «Necrologe» 1769 г., переизд. в «Revue univers. des Arts», XII, стр. 182; F. Engerand «Le peintre normand J. R.» в «Reunion des Societes des B. A. des dep.», 1896; J. В. C. Robin «Notice sur Jean Bernard R.» в «Mag. Encyclopedique», 1797, VI, 443.

226 Pierre Charles Тremollierе или Tremoliere родился в Шоле (деп. Мэна и Луары) в 1703 г.; сын дворянина, скончавшегося в молодых годах; мать Т., выйдя вторично замуж, отправила Пьера в Париж к родственнику, который определил юношу к Ж. Б. ван Лоо. В 1726 г. Т. награжден второй академической наградой и, благодаря за­ступничеству Кэлюса, отправлен на казенный счет в Италию, где он провел 6 лет, занятый копией с картины Vanni «Симон-Маг». За шесть дней до отъезда на роди­ну Т. женится в 1734 г. на дочери знаменитого музыканта Тибальди — сестре жены Сюблейра. На возвратном пути Т. останавливается в Лионе для исполнения ряда работ в монастырях. По приезде в Париж он сейчас же приглашен, вместе с Буше и Натуаром, для работ по украшению наиболее значительной из построек этой эпо­хи — Hotel de Soubise, однако смерть от чахотки (11 мая 1739 г.) прерывает карьеру художника в момент, когда она стала складываться самым блестящим образом. В 1736 г. Т. был назначен в академики, в 1737 г. произведен в академики и в адъ­юнкт-профессора. В Эрмитаже значились прежде две картины — «Весна» и «Осень», — символизированные фигурами юношей. В Дармштадтском музее имеет­ся его «Венера и Амур». Последнее время жизни мастер был занят картоном «Золотой Век» для «Гобеленов», законченным по смерти его Лебедем. Тремольеру же при­надлежит серия виньеток для роскошного издания Буало.

227 Jean Baptiste van Loo или Vanloo приходится внуком известному фламандско­му жанристу Jacques v. L., последовавшему за своим сыном Abraham-Louis (отцом Ж. Б.) во Францию. Родился Ж. Б. в Эксе 11 января 1684 г.; ученик своего отца. Пространствовав по городам Прованса, всюду копируя знаменитые произведения живописи, Ж. поселяется в Ницце, а затем в Тулоне; здесь он женится в 1708 г. на дочери адвоката Лебрена. Осада Тулона герцогом Савойским заставляет художника переселиться снова в Экс, где он живет пять лет и где исполняет ряд значительных работ. В 1712 г. Ж. Б. приглашен монакским принцем для исполнения портретов его дочерей. После этого он проживает в Генуе, Турине и, наконец, в Риме, где по­свящает много времени воспитанию своего брата — знаменитого Карла ван Лоо — и своих трех сыновей. Проездом в Париж, куда художника вызвал его покровитель принц Кариньянский, Ж. Б. пишет два плафона в замке Риволи близ Турина. В Париже он исполняет значительные работы для принца и среди них значивший­ся прежде в Эрмитаже «Триумф Галатеи». В 1736 г. Ж. Б. отправляется в Лондон, однако дурной климат заставляет его, невзирая на успех, покинуть, после четырех лет, Англию. Умер художник на родине, в Эксе, 19 октября 1745 г. Ж. Б. значился с 1731 г. академиком (за картину «Диана и Эндимион» — ныне в Лувре), а с 1733 г. — адъюнкт-профессором. Картины мастера имеются в Лувре (кроме названной, «Уч­реждение ордена Св. Духа»), в Версале (портрет), в музеях Экса, Анжера, Амьена, Монтаржи, Нанси, в Гатчине (портрет Вальполя) и т. д. Гравировали с популярного художника большинство лучших гравёров того времени — среди них: Равенне, Найт, Лармесен, Левассёр. См. Dandre-Bardon «Vie de J. В. Vanloo», Paris, 1779. He лиш­ним считаем здесь привести родословную фамилии ван Лоо. Основателем динас­тии является Jacques (1614—1670); у него был сын Abraham-Louis (1641—1713); у Абрахама-Луи — сыновья Jean-Baptiste (1684—1745) и Carle (1705—1765); у Жана Ба­тиста—сыновья Louis-Michel (1707—1771), Francois (1711—1733) и Charles-Amedee-Philippe (1718—1795); у Карла ван Лоо был сын Jules-Cesar-Denis (1743—1821). Все эти члены семьи были выдающимися художниками своего времени.

228 Charles Andre van Loo, более известный под именем Carle Vanloo, родился в Ницце 15 июля 1705 г.; сын живописца Abraham-Louis v. Loo (1641—1713); ученик своего старшего брата — Жана Батиста в. Лоо, а в Риме, куда Ж. Б. был отправлен герцогом Кариньянским, — Бенедетто Луга и скульптора Легро ( 1719). По возвра­щении на родину оба брата были некоторое время заняты реставрацией живописи Приматиччо в Фонтенбло. В 1724 г. К. в. Л. удостоен первой премии Парижской Академии, однако воспользоваться правом на итальянскую поездку ему удается лишь в 1727 г. Снова попадает он в Рим в сопровождении своих двух племянников Louis и Francois. В Риме Карл пишет плафон в San Isidore и картины для тарасконского монастыря кордельеров, обратившие на себя внимание кардинала Полиньяка и гер­цога д'Антэнского, заведывавшего всеми художественными работами при француз­ском дворе. По возвращении в Париж (в 1734 г.) К. в. Л. проходит все ступени ху­дожественной иерархии (адъюнкт — в 1736 г., профессор — в 1737 г., директор шко­лы «des Eleves proteges» — в 1749 г.; ад.-ректор — в 1752 г.; ректор — в 1754 г.; «первый живописец короля» — в 1762 г.; директор Академии — в 1763 г.). В 1764 г. ему пору­чена роспись капеллы св. Григория в «Инвалидах», однако смерть от апоплексичес­кого удара (15 июля 1765 г.) прерывает начатую работу. В настоящее время творе­ние К. в. Лоо разбросано по дворцам Версаля и Потсдама и по музеям Лувра («При­вал охотников» 1737 г., «Аполлон и Марсий» 1747 г., «Бракосочетание Богородицы» 1730 г.), Амьена («Охоты»), Анжера, Бордо, Камбрэ, Дижона, Марселя, Нанси, Рен-на, Руана, Орлеана, Берлина и Турина. В Эрмитаже мы находим кисти мастера боль­шую и скучную картину «Купальня Венеры» (сомнительная атрибуция), два панда­на — «Концерт» и «Чтение», другие два пандана — «Юнона» и «Диана», слабое под­ражание Тинторетто — «Персей и Андромеда», эскиз к росписи «Инвалидов» и мужественный автопортрет 1762 г. В Академическом музее «историческая» живо­пись К. ван Лоо представлена более выгодно — большой картиной последнего года его жизни «Сусанна и старцы» и эскизом плафона. В Павловске имеется его попу­лярный «Прицелившийся амур». У Е. П. Олив отличный портрет аббата Прево. С К. в. Л. гравировали Дэплас, Л. Кар, Балешу, Миже, Клаубер, Дюпюи, Авриль, Боварле, Леба, Флиппар, Равенне, Симоно, Дэмарто, Древэ. См. Dandre Bardon «Vie de С. v. Loo», Paris, 1765; Fontaine «Eloge de M. С. V.» в «Necrologe» 1766 г.; A. Houssaye «Les V. L.» в «Revue des deux Mondes», 1 авг. 1842 г.; Ch. Ginouse «Liste chronologique des peintres du nom de van Loo (1585—1785)» в «Nouvelles Archives franc.», 1890, стр. 257; Alexandre Vesme «Vanloo in Piemonte» в «Archivio storico dell'arte», 1893, сер. 333; F. Basan «Catalogue de la vente C. v. L.», Paris, 1765.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.