Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XVII - Франсуа Лемуан, Франсуа Буше

2 - XVIII век во Франции, Франсуа Буше

То обстоятельство, что французы, вообще склонные обходиться без посторонней помощи, сочли нужным выписать для крупнейшей жи­вописной работы времени регентства — для плафона в зале банка, уч­режденного Ло, — венецианца Пеллегрини, означает назревшую потребность в обновленном в лучах колоризма официальном искусстве. Вполне естественно после этого, что Лемуан, как только ему удалось обратить на себя внимание общества, быстро занял первенствующее место среди художников, тем более что последние монументальные декораторы Франции — Жувене, Куапель и Лафосс — были к этому моменту уже в могиле216. К Лемуану не замедлили примкнуть и ху­дожники, отвечавшие той же потребности и выросшие на однород­ных с Лемуаном идеалах. Среди этих «лемуанистов» мы находим и его ученика, его гениального наследника Буше, сумевшего развернуть­ся в необычайную ширь и захватить пространную область тем и за­дач217.

Фр. Буше. Юпитер и Каллисто. Алерея кн. Юсупова

Для массы XVIII в. все еще представляется кульминационным пунк­том порочности, безнравственности ancient regime'a, неминуемо при­ведших к грозе революции. На самом деле такое обобщение страдает односторонностью. Не надо забывать, что XVIII в. породил не только Людовика XV, маркиза де Сад, Кребильона-сына, не только видел крайнюю продажность и произвол, не только был тем фривольным временем, которому оставалось лишь какое-то «кокетничание перед лицом рока», выразившееся во фразе «apres nous le cleluge». Тот же XVIII в. родил и самые воды потопа, освежившего лицо земли, и явил­ся лабораторией, выработавшей высокие и благородные идеи, во имя которых Франция выдержала борьбу с мракобесием целого мира. Считаем полезным сделать ту же оговорку и при наименовании Буше «живописцем века».

Фр. Буше. Отдых на пути в Египет. Императорский Эрмитаж

Разумеется, он не менее характерен для двора Людовика XV, нежели Лебрен для Людовика XIV. Но для века, на­чавшегося с Ватто, для века, давшего искусство Шардена, для века, окончившегося на «спартанском» искусстве Давида, Буше не может казаться единственным и полным выразителем, а является лишь пев­цом одной стороны жизни своего времени, идеалов одного класса общества — правда, того класса, который обладал властью и наиболь­шими материальными средствами.

Примечания

216 Де Труа не пользовался фавором двора, Шарль Парросель специализировался на баталиях, братья Булонь были недостаточно гибкими, у младшего Куапеля не хватало размаха для всего, что выходило за пределы стенной картины. Как харак­терно, между прочим, для последнего, что он и свою серию «Дон Кихота» скомпа-новал в виде маленьких сценок, вставленных в широкие и перегруженные орна­ментами обрамления.

217 Francois Boucher, сын посредственного художника, «мастера живописи» Ни­кола Б., родился в Париже 29 сентября 1703 г. Сначала ученик своего отца, затем, около 1720 г., он поступает к Лемуану, у которого, впрочем, остается всего три ме­сяца. Позже юный Буше поселяется у гравёра Кара, для которого он исполняет гра­фические работы (рисунки для «тезисов»). В 1722 г. художник исполняет иллюстра­ции для нового издания «Histoire de France» отца Даниэля; в 1723 г. получает пер­вую академическую премию за картину на библейский сюжет; в 1725 г. принимает участие на «Выставке юношества». С 1726 г. Буше гравирует крепкой водкой рисун­ки Ватто для издания Жюльена (всего на долю Буше выпало 125 офортов). В Ита­лию художник отправляется летом 1728 г., однако не в качестве казенного пенсио­нера, а на собственные средства (лишь достигнув Рима, Б. находит себе приют в стенах Королевской Академии). Пробыв в Италии всего несколько месяцев, Буше возвращается на родину, где первыми его картинами были (вероятно) юсуповская «Омфала», исполненная еще совершенно в духе Лемуана, и ряд сюжетов на излюб­ленные Кастильоне библейские темы. 24 ноября 1731 г. Б. произведен в «назначенные». 21 апреля 1733 г. художник женится на красавице Marie Jeanne Vuseau, кото­рая удачно писала миниатюры, подражая композициям мужа. Из трех детей этого брака две дочери вышли замуж за живописцев Бодуэна и Дезе, а сын избрал своей профессией архитектуру. 30 января 1734 г. Б. избран в академики по представлении картины «Ринальдо и Армида» (ныне в Лувре). К тому же году относятся гризайли в «комнате королевы» в Версале и иллюстрации для роскошного издания Мольера. В 1735 г. появляются офорты мастера с рисунком Блумарта, и в том же году он избран в адъюнкт-профессора. 1736 г. особенно богат изданием гравюр с Буше; тогда выходит «Livres de fontaines» — одна из самых блестящих серий его декоративных композиций, первые «Пасторали» и «Амуры», иллюстрированный видиками «Па­рижский бревиарий» и серия «Cris de Paris». Назначенный (в 1734 г.) директором мануфактуры в Бовэ, Удри обращается к Буше с заказом картонов эскизов для шпа­лер, и для этой цели художник сочиняет ряд своих самых пышных композиций: «Бахус и Ариадна», «Покинутая Ариадна», «Психея и Амур», «Психея за туалетом», серии «La Noble Pastorale* и «Комедий Мольера» и т. д. Около этого же времени он исполняет четыре «охотничьи» картины для короля. 7 июля 1737 г. Б., пользую­щийся уже широкой известностью, избран в профессора Академии. В том же году он выставляет свои «Четыре времени года», писанные для короля, и приступает, вместе с Натуаром, Тремольером и К. в Лоо, к работам по декорированию гранди­озного «H6tel de Soubise» (ныне «Archives Nationales»; часть картин Б. еще украшает стены дворца). К 1740-м гг. относятся несколько пейзажей (Буше вообще заботился о поднятии этой отрасли) его работы для королевского Cabinet de Medailles, а также композиции в китайском вкусе (частью для Бовэ). 1740 г. помечен и один из самых бесспорных шедевров мастера — «Триумф Венеры» (вернее — «Триумф Галатеи»), ныне являющийся самым блестящим украшением Стокгольмского музея. В 1742 г. написана знаменитая луврская «Диана», в 1743 г. —-луврская «Пастораль». С 1742 г. Буше получает королевскую «пенсию» в размере 400 фр., увеличенную в 1744 г. до 600 фр. С 1745 г. в «Салоне» начинают появляться рисунки Буше, с жадностью рас­хватывавшиеся любителями. В том же 1745 г. «универсальность» Буше находит себе характеристику в словах «Перечня лучших живописцев»; в этом списке он значится живущим на улице Grenelle saint Honore, vis-a-vis la rue des deux Ecus, и о нем гово­рят: excellent aussy en paysages, en bambochades (подразумеваются просто жанровые сюжеты, вроде, напр., стокгольмского «Завтрака» 1745 г.), en grotesques et ornaments dans le gout de Watteau; il fait egalement bien les fleurs, les fruits, les animaux, l'architecture, les petits sujets gallants et de mode». С 1742 no 1748 гг. Б., работающий для Оперы, изготовляет эскизы декораций и костюмов для «Les Indes galantes» (1743 г.), для «Persee» (1746 г.) и для «Athys» (1747 г.). Урывками он участвует в теат­ральных постановках и позже — в 1750-х гг. — работает для театра своего друга Monet на «фуаре» св. Лаврентии и для домашних спектаклей маркизы Помпадур (в 1760-х гг. работы для Оперы возобновились). В 1747 г. мастер принимает участие в кон­курсе, устроенном новым directeur des batiments Ленорманом де Турнегем (дядей г-жи Помпадур), и пишет свое «Похищение Европы». С этого же года замечается постепенное обострение критики по отношению к художнику, который, нисколь­ко не смущаясь, продолжает писать, как писал. В 1748—1749 гг. он создает карти­ны для канцлера, для «garde des sceaux» и ряд картин для двора. В 1750 г. Б. выстав­ляет свое «Поклонение пастухов» для домашней церкви маркизы-фаворитки в зам­ке Бельвью. В 1752 г. мастер получает, благодаря покровительству нового директора строений — брата Помпадур маркиза Мариньи, пенсию покойного де Труа в 1000 фр., а в 1752 г. он поселяется в казенном помещении в Лувре — бывшем Ш. Куапеля. В 1753 г. Б. занят работами для Фонтенбло («Salle de Conseib). В 1753 г. он празднует свой последний большой триумф, выпавший на долю двух картин, посвященных «Восходу» и «Закату Феба» (ныне в лондонском музее Wallace). С 1750 г. мастер занят работами для мануфактуры Гобеленов, изготовившей по его картонам великолепные шпалеры на розовом фоне, т. наз. «Les amours des dieux» (экземпляры в Лувре, в Павловске, в Гатчине) и ряд других. С 1755 г. — по смерти Удри —он назначается инспектором мануфактуры. В 1762 г. Б. начинает страдать болезнью, от которой он скончался, и с этого времени в творчестве мастера замеча­ется определенный упадок, вызывавший немилосердные насмешки Дидро (начав­шего писать свои заметки о выставках с 1759 г.). В 1761 г. Буше — ректор Академии; 8 августа 1765 г., по смерти К. ван Лоо, он «первый живописец короля» и в каче­стве такового принужден отказаться от заведывания «Гобеленами». Последние годы мастер занят снова рядом постановок в Опере («Castor et Pollux* 1764 г., «Th6see» 1765 г., «Sylvia» 1766 г., «Titon et ГАигоге» 1768 г.). В последний раз Б. участвует на выставке «Салона» 1769 г., куда ставит картину «во вкусе Кастильоне». Застигнут смертью художник в своей мастерской, во время работы над картиной, предназна­ченной домашнему врачу, 30 мая 1770 г. Распродажа богатейших коллекций Буше дала, несмотря на незначительные цены за отдельные предметы, очень высокую для того времени цифру в 118 ООО франков. Кроме этого наследства, вдова продолжала получать пенсию в 1200 фр. и пользовалась после смерти своей дочери казенной квартирой в Лувре. Буше представлен во всех больших музеях, но особенно богаты его произведениями Лувр, «Музей Уоллеса» в Лондоне и Стокгольмская галерея. Эрмитаж содержит четыре картины мастера, из которых две — пейзажи; большой неоконченный плафон «Пигмалион» украшает музей Академии Художеств; прелест­ный пейзаж — в собрании Е. П. Олив; две «Пасторали» 1770 г. в собрании Я. Н. Дан-зас; ряд более значительных произведений находится в галерее кн. Ф. Ф. Юсупова. Из обширной литературы о Б. укажем на: «Necrologe des hommes celebres; Eloge de M. Boucher», Paris, 1770; Ed. et J. de Goncourt «L'art du XVIII s.», илл. издание 1881 г. и популярное — Paris, 1909, I, стр. 195—314; Andre Michel «Е В.» в серии «Les Artistes celebres" 1886 г. и нов. изд. 1907 г.; P. Mantz, op. cit.; J. Guiffrey «Les B. Des Gobelins* в «Revue de PArt ancient et moderne*, 1899, стр. 433; E. Wattier «F. B.», Paris, 1885; G.Kahn «F. В.» в серии «Grands Artistes», Paris, 1905; отдельный номер в «The Connaisseur» за 1908 г.; Pierre de Nolhac «Les B. de la Collection Wallace» в «Les Arts", 1902,-№ 12; Maurice Vaucaire «Les tapisseries de Beauvais sur les cartons de В.» там же; «Les tapisseries des Gobelins sur les cartons de В.» там же, 1903, № 22; его же «La Noble Pastorale" там же, 1903, № 18.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.