Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
V - Никола Пуссен

2 - "Самый французский" художник

Чувство меры у них имеет характер неотъемлемой национальной черты. Во Франции выросли, из самой ее почвы, «Парфеноны христианства»: соборы в Париже, в Реймсе, в Руане. Во Франции Возрождение, обнаружив­шее уже в Италии признаки болезни, снова приобрело характер чего-то свежего, необычайно соразмеренного и стройного. И Пуссен из всех художников Франции «самый французский», ибо он самый «лад­ный». Его искусство захватывает очень большой круг переживаний, чувств и знаний. Однако основной чертой его творчества было сведе­ние всего к одному гармоническому целому. В нем эклектизм празднует свой апофеоз, но не в качестве академической, школьной докт­рины, а как достижение заложенного в человечестве стремления к всепознанию, всесоединению и всеустроению.

Н. Пуссен. Полифем. Императорский Эрмитаж

Позднейшие академии создали представление о Пуссене, как об об­разцовом схоласте, сумевшем очень многому научиться, очень мно­гое усвоить и остроумно пользоваться этими спаянными воедино зна­ниями. Его называли «Le peintre des gens d'esprit». В Пуссене видели торжество рассудочного, «благоразумного» начала и его противостав-ляли стихийным «беспорядочным» художникам. Кто хвалил Пуссена, тот должен был отворачиваться от Рубенса или Рембрандта, а всякая бездарность взирала на искусство мастера, как на достижимый иде­ал, — казалось, что при подобном же усердии можно достигнуть и подобных результатов48. На самом деле Пуссен, несмотря на бесчис­ленных последователей и подражателей, остается одиноким и един­ственным в истории49, и эта «странность» объясняется именно тем, что чувство меры и самый его эклектизм — выбор и усвоение прекрас­ного — были чертами не рассудочного и произвольного порядка, а ос­новным свойством его души50.

Примечания

48  Упорство, обдуманность и внимание были, действительно, основными черта­ми характера Пуссена. Из Парижа он пишет Кассиано дель Поццо: «Я охотно пе­реношу усталость, только бы не торопиться с работой, требующей много времени. Я клянусь, что если останусь дольше в этой стране, то превращусь в такого же strapazzone, как и все другие». Фелибиен рассказывает, что, «всякий день был для него днем изучения (juors d'etudes), и всякая минута, использованная им для писа­ния или рисования, служила ему развлечением. Он предавался изучению где бы он ни находился». Беллори так передает образ жизни П.: «Вставал он очень рано, ухо­дил погулять на час, на два, иногда по городу, чаще всего на Montepincio, вблизи своего дома. Он подымался туда по сокращенной дорожке, освеженной тенью де­ревьев и фонтанами; сверху открывается прекраснейший вид на Рим. Там он встре­чал своих друзей и беседовал с ними о материях любопытных и ученых. По возвра­щении домой, он тотчас же садился за работу и писал до полудня. После обеда он работал еще несколько часов и добивался, благодаря своему усердию и усидчивос­ти, больших результатов, нежели иные, обладающие легкостью работы. Вечером он опять выходил на прогулку, на piazza di Spagna, мешаясь в толпе встречавшихся здесь иностранцев. Друзья всегда сопровождали его и образовывали род его свиты». Даль­ше Беллори рассказывает, что «Пуссен говорил не в качестве учителя (мы бы сказа­ли—доктринёра), а скорее как бы вдохновленный случайными обстоятельствами. Он был очень начитан и наблюдателен и не касался никогда предмета, которого он не изучил глубоко». На вопрос одного соотечественника, каким образом он достиг такой высоты и такого положения среди итальянских художников, мастер скромно ответил: «Я ничем не пренебрегал».

49  Одиночеству Пуссена среди явлений художественной жизни соответствовала и его личная склонность к уединению. О нем передают, что «всегда уединенный в своей мастерской, он никому не давал возможности видеть себя за работой». Един­ственным его учеником в настоящем смысле можно, кажется, считать Лебрена в дни его римского пребывания.

50  Замечательно, что в юные годы о Пуссене составилось в Риме мнение, что он полон дьявольской страстности: «un giovanne chi ha una furia di diavolo». Но, с другой стороны, сам П. говаривал о себе: «Моя натура меня принуждает искать пред­меты хорошо налаженные (bien ordonnees), чуждые хаотичности, которая мне так же враждебна, как кромешная тьма и свет».

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.