Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
IX - Конец испанского натурализма

2 - Алонсо Кано

Алонсо Кано. Видение св. Бернарда

Самым характерным художником для этого периода испанской жи­вописи является Мурильо. Но и кроме него и независимо от него вы­двигается ряд мастеров, которые в такой же мере захвачены новыми веяниями. Назвать их «упадочниками» не хочется — слишком много в них еще и энтузиазма к искусству и религиозного чувства; при этом в техническом отношении они все стоят на очень высокой ступени. Но все же, глядя на них, нельзя отделаться от впечатления, что они потеряли ту крепость душевного здоровья, которая была главным ук­рашением художников предшествующего поколения, и всем им при­сущи несколько очень характерных черт: они сентиментальны там, где старшие были пламенны, грациозны там, где те были красивы, изощренны там, где те были просты. Надо при этом заметить, что в начале этого же течения появляются первые теоретические трактаты в испанской литературе , и это одно указывает на те огромные шаги, которые сделал (столь вообще враждебный непосредственному худо­жественному творчеству) эстетизм в общественном сознании. Другим характерным показателем художественного настроения Испании во вторую половину XVII в. является основание, стараниями Мурильо, Академии в Севилье; тем самым живопись в этом центре художествен­ного горения окончательно теряла свое прежнее, способствующее скромности, цеховое начало, нарушалось близкое единение между учителями и учениками, а на смену ему водворялась отвлеченная и холодная схоластика.

Уроженец Гранады, живописец, скульптор и архитектор Алонсо Кано59 был всего на два года моложе Веласкеса и вместе с последним провел несколько лет в мастерской у Пачеко; вполне естественно пос­ле этого, что начало художественной деятельности мастера отмечено строго натуралистическим характером, доказательством чего могут служить его «Готские короли» в мадридском Прадо; картины эти, слу­жившие некогда украшением королевского дворца в Мадриде, пред­ставляют даже собой крайнюю степень натуралистических исканий — какую-то карикатуру на натурализм60. Однако, постепенно затем про­исходит перелом в творчестве Кано; краски его становятся ярче и звучнее, рисунок приобретает большую изощренность, линии — рит­мичность, формы — стройное равновесие. Последние черты Старин­ные историки объясняют изучением мастером античных скульптур, собранных герцогом де Алькала в его севильском дворце — нынеш­ней «Casa de Pilatos»61. Наконец, в последней стадии развития иност­ранные влияния вытесняют в Кано все характерно испанское. Про­изведения венецианцев, Рубенса и ван Дейка, в изобилии украшав­шие королевские дворцы, служат мастеру великим соблазном. Его начинают манить проблемы чисто формального характера, желание щегольнуть знанием анатомии и умением писать тело, а палитра Кано получает жгучие и дымчатые оттенки. Эти последние произведения носят уже вполне «мурильевский» характер (хотя, быть может, и не означают влияния Мурильо на Кано, бывшего на много лет старше своего знаменитого собрата); они-то и создают славу мастеру, делают его популярным. Для нас, напротив того, эти поздние картины пред­ставляют меньше интереса, нежели более непосредственные произ­ведения молодости Кано, но и мы не можем игнорировать их досто­инства: сдержанный вкус и тонкое мастерство.

Примечания

58 Теоретические взгляды испанского общества на искусство выразились за два века цветущего  периода в следующих сочинениях:  Pablo  de  Cespedes  «De la comparacion de la Antigua у moderna Pintura у Escultura»; Vicente Carducho «Dialogos de la Pintura», изданное в Мадриде в 1633 г.; Juan de Butron «Discursos apologeticos enque se defiende la ingenuidad del Arte de la Pintura» Madrid, 1626; Francisco Pacheco «El Arte de la Pintura su antiquidad у granderaz», изданное в Севилье в 1649 г.; Palomino de Castro у Velasco «El Museo pictorico у Escala Optica», том I «Teorica de la Pintura», Мадрид, 1715 г.

59 Alonso Cano родился в Гранаде 19 марта 1601 г.; сын скульптора и архитектора Мигуэля Кано, специалиста по сооружению столь характерных для Испании мону­ментальных алтарей (ensamblador de retablos), переселившегося в Севилью по на­стоянию своего друга Хуана дель Кастильо и отдавшего Алонсо в учение к знаме­нитому скульптору Монтаньесу и к Пачеко, у которого в это время уже учился Ве-ласкес; многим Алонсо обязан и изучению античных изваяний, собранных во дворце герцога д'Алькала. Первыми произведениями молодого художника была скульптура для ретаблей в San Alberto и Santa Paula (из-за двух ретаблей в последней церкви возник характерный спор между представителями разных монашеских орденов: ко­торому из ретаблей отдать предпочтение); с 1630 г. Кано продолжает начатую от­цом работу по созданию ретабля в Лебрихе; в 1637 г. мастер ранит в дуэли своего товарища Себастьяно де Льяно-и-Вальдеса и принужден после этого бежать в Мад­рид, где находит себе заступника в лице Веласкеса; одно время К. состоит преподавателем наследника престола, инфанта Бальтасара Карлоса; в 1643 г. он старается получить место Maestro Mayor при соборе в Толедо, однако терпит в этом неудачу; во время своего пребывания в древней столице Кастилии (июнь 1644 г.) Кано под­вергается обвинению в убийстве своей жены, что побуждает его снова искать убе­жища в Мадриде, а затем в Валенсии и снова в Мадриде (к этому моменту относит­ся едва ли достоверный рассказ о том, что Кано был подвержен пытке, и что ко­роль повелел щадить его правую руку); в 1646 г. художник назначен мажордомом братства «Страданий Богородицы»; в 1651 г. он возвращается на родину в Гранаду, где и получает место racionero при соборе, уклоняясь, впрочем, от требовавшегося пострижения и все время находясь в распре с капитулом; лишь в 1658 г., под угро­зой лишиться своих доходов, мастер, наконец, позволяет совершить над собой об­ряд посвящения. Умер художник в Гранаде 3 октября 1667 г. Картины Кано имеют­ся в Прадо («Св. Иоанн на Патмосе», «Св. Бенедикт», «Св. Иероним», две «Мадон­ны», «Христос у колонны», «Pieta», «Распятие», две картины, изображающие готских королей), в Академии С. Фернандо («Экстаз св. Франциска» и «Распятие»), в музе­ях Севильи, Берлина («Св. Агнесса»), Дрездена, Эрмитажа, в соборах Гранады и Малаги. См. A. L. Mayer «Der Racionero Alonso Cano und die Kunst von Granada», «Jahrbuch d. Kgl. Preuss. Kstsml.», 1909, 4, и Beil. z. XXX Bd., 1910, I.

60 Задача была представить благородных древних предков испанской истории, но на самом деле художник попросту облачил грубых, мужиковатых натурщиков в сво­его рода шлафоры и выцветшие театральные мантии. Тучные, тяжелые и нелепые, восседают эти взятые прямо с улицы «статисты» в утрированных ракурсах, и поче­му-то их развалистые позы еще более подчеркивают их «неумение жить» и «ни­зость происхождения».

61 Дворец в Севилье, именуемый «Casa de Pilatos» и принадлежащий ныне герцо­гам Медина-Чели, был построен в начале XVI в. в том живописно-вычурном стиле, которому придано остроумное прозвище «el baroco del arabe», и содержал в себе собранные еще в XVI в. двумя герцогами д'Алькала коллекции античной скульпту­ры. Истинным меценатом, другом художников и поэтов был третий герцог де Аль­кала— Don Fernando Enriquez д' Ribera, и в его дни «Дом Пилата» видел сборище лучших людей Испании и среди них Сеспедеса, Эрреру, Пачеко и, может быть, Сервантеса.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.