Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Пейзаж в Тосканской и Умбрийской живописи второй половины XV века
VII - Пинтуриккио

1 - Пинтуриккио - талантливый "маляр"

Пинтуриккио. Благовещенье (1501 г.) Уерковь Santa Maria Maggiore в Спелло.

Почти таким же успехом, как Перуджино, пользовался у современников один из его учеников - Бернардино из Перуджии, известный под прозвищем Пинтуриккио, что по-русски можно перевести словом "маляришка"43. Позже, в продолжение нескольких веков, Пинтуриккио был забыт, затем его "открыли" немецкие назарейцы, которым простодушность мастера показалась еще более чарующей, нежели дискредитированная Вазари религиозность Перуджино. В наше же время Пинтуриккио завладел всеми симпатиями, главным образом благодаря тому, что его творения являются точно сказочной детской книжкой доброго старого времени. Это время восстало в образах Пинтуриккио с какой-то ребяческой ясностью и непосредственностью. У него мы видим не души тех далеких предков, души, оставшиеся для него неразгаданными, но их суетность, близкую и к нашим суетным интересам44.

Пинтуриккио был маленьким, глуховатым, невзрачным человечком, и все это, вероятно, держало его на известном расстоянии от жизни, которая могла казаться ему тем более радостной и завидной. Искусство Пинтуриккио необычайно для своего времени поверхностно; оно даже поверхностнее светского искусства Карпаччо. Ни одной драматической ноты мы не встретим у него. Все здесь праздник, все улыбка - та милая, но чуть мучительная улыбка, что застывает на губах глухих, старающихся не подать вида, что они не слышат. Искусство Пинтуриккио замкнуто, как камера-обскура, в которой художник, никем не тревожимый, видит все "церемонии" жизни и всю ее малопонятную для него, но занимательную пантомиму. Героев у Пинтуриккио не найти, но его искусство привлекает симпатии за "тихий нрав". В свое время художника, вероятно, ласкали, чтили, всячески способствовали его благосостоянию, и душа его была исполнена каким-то ровным расположением ко всему и ко всем. Если в оптимизме Перуджино есть слезливость сентиментализма, то в оптимизме Пинтуриккио не найти и оттенка какого-либо серьезного чувства.

Пинтуриккио. Погребение святого Бернардина (1492 г.). Церковь Арачелли в Риме.

В истории пейзажа Пинтуриккио мог бы занимать первенствующее место как автор первых "чистых" пейзажей в Италии, если бы эти пейзажи, украшавшие залы Ватиканского Бельведера, дошли до нас45. Но мы только читаем о них, и, возможно, что эти чистые пейзажи были просто декоративно трактованными полуфантастичными ведутами, чем-то условным и неинтересным.

Впрочем, самый факт появления таких пейзажей очень значителен. Вероятно, его следует ставить в связь как с проснувшимся культом природы (вспомним о "пикниках" папы Пикколомини), так и с культом древности, выявлявшимся во второй половине XV века на каждом шагу и требовавшим от живописцев свидетельств их знания древнего зодчества. Редкая картина теперь обходится без архитектурного пейзажа, без арки, колонны, куска античной стены, обломков скульптуры; в моде также и "реконструкции" античных зданий по литературным источникам. В частности, Пинтуриккио в декоративных ландшафтах мог задаться целью представить современникам то, что они читали у древних писателей о Лудиусе, о Деметрии и о других древних пейзажистах. Известные нам пейзажные фрески древних не были еще тогда открыты, но вполне возможно, что были найдены в руинах античных бань и дворцов другие аналогичные картины, до нашего времени не дошедшие и в свое время послужившие образцами художникам.

Примечания

43 На то, что Пинтуриккио, бывший на восемь лет моложе Перуджино, был его учеником, указывает свидетельство Вазари, подтвержденное еще письмом знаменитого богача, мецената Агостино Киджи к своему отцу Мариано (от 7 ноября 1500 г.), в котором говорится, что Перуджино - лучший мастер в Италии, а что "тот живописец", что прозывается Пинтуриккио, был его учеником. Эти указания подтверждаются "стильно-критическим" изучением произведений Пинтуриккио, и для выяснения "художественного происхождения" его представляется совершенно лишним ссылаться на влияние Фиоренцо ди Лоренцо, значение которого вообще совершенно проблематично.

44 Бернардино ди Бетто ди Биаджо, прозванный il Pratoricchio, родился около 1454 г.; умер в 1513 г.

45 Чистыми пейзажами в современном смысле слова фрески эти не были. Вазари рассказывает о них, что Иннокентий XIV заказал мастеру расписать лоджию Бельведерского двора видами городов: Рима, Милана, Генуи, Флоренции, Венеции и Неаполя. При этом историк прибавляет многозначительные слова: "во вкусе фламандцев".

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.