Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XVIII - Художники первых двух третей XVIII века

1 - Художники первых двух третей XVIII века

Ж. Б. Эпьер. Леда. Гравюра Делонэ

Рядом и вокруг Лемуана и Буше работала во Франции первых двух третей XVIII в. многочис­ленная плеяда искусных художников, распреде­ляющаяся на ряд поколений и являющая смену фазисов, через которые прошел общественный вкус последних десятилетий ancient regime'a, прежде чем, предвещая политическую револю­цию, искусство изменилось радикальным образом под влиянием классицизма.

Часть этих художников находилась под непосредственным влияни­ем двух главных светил французского рококо; других следует рассмат­ривать как независимые от Буше и Лемуана порождения тех же куль­турных условий, которые создали чарующую ложь «Апофеоза Герку­леса» и «Триумфа Галатеи». Можно, однако, разделить всю эту массу наиболее видных в свое время художников на группы сообразно с бли­зостью их дат рождения. При таком делении мы усмотрим сходство «сателлитов старшего возраста» с Лемуаном и близость между пред­ставителями «второго возраста» и Буше. Далее идет «поколение Фра­гонара и Грёза», а замыкают ряд художники, по духу все еще одно­родные с названными мастерами, но во внешних формах уже отра­жающие влияния новых художественных учений221.

Ж. Ресту. Прощание Гектора с Андромахой. Гравюра Левассера

Имеются и общие всем группам черты, таковы: стремление к гра­ции, к впечатлению чего-то легкого, непринужденного, нервного. Эти черты присущи даже таким мастерам, как Дойен и Дезе, несмотря на их притязания на возвышенную строгость стиля, причем как раз эти черты, помимо их воли, составляют в настоящее время главную пре­лесть их искусства. Кроме того, все группы сходятся на присущем им «культе жизни». Даже откровенные маньеристы, даже завзятые ака­демики XVIII в. все же постоянно учатся непосредственно на живой натуре, чуждаясь античной указки, которая лишь медленно и посте­пенно с 1750-х гг. начинает приобретать доминирующее значение в художественной культуре. Пульс жизни бьется не только у Натуара и у Пьера, но даже у обоих Ресту или у Дюмона «Римлянина», а в «по­колении Фрагонара» эта пульсация становится даже почти чрезмер­ной. Наконец, характерным художникам XVIII в. присуще тонкое чувство декоративных задач. Все они великие «уборщики»: и те, ко­торые были призваны к украшению стен, и те, которые посвятили себя орнаментации книги. Ничего подобного изобретательности фран­цузского dix-huitieme'a в стенописи и в графике не найти на всем протяжении истории искусства.

Примечания

221 Не должно удивляться, что мы пропускаем сейчас такие громкие имена, как Пэн, Токе, г-жа Виже Лебрен, Друэ, Вестье, г-жа Лабиль-Гиар, Халь, Перроно, Ли-отар и Наттье-младший. Ко всем этим мастерам мы еще рассчитываем вернуться в нашей истории портрета. Что же касается художников, явно примкнувших к клас­сицизму или, вернее, послуживших его образованию, то мы предпочитаем о них говорить в связи с прочими явлениями, коими открывается «искусство XIX в.» или «история искусства нового времени». О пейзажистах и жанристах мы говорим не­сколькими главами дальше.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.